Пифагореизм в философии и действии: Пифагоровы штаны во все стороны равны?

пифагореизм

Кто такой человек?.. Неужели это тот, кто много спит, много ест и мало думает? Достойно ли это звания человека? — такими вопросами задавался в своих трудах, легших в основу направления под названием Пифагореизм (или пифагорейство), один из известнейших мыслителей, ученых и философов Древней Греции — Пифагор.

Пифагореизм в качестве религиозно-философского учения

проводник




 

 

Это направление философско-религиозной мысли пришло к нам из эпохи VI-IV века до нашей эры. Но и в наши времена люди все чаще и чаще обращаются к поискам все тех же непреходящих человеческих истин, дошедших до нас, можно сказать, из глубин самого мироздания — через тех или иных его проводников.

Принцип пифагореизма, о чем мы будем говорить ниже, во многих своих основах и спустя многие века не утратил в человеческом мире своего значения. Хотя, порою кажется, что в древние времена люди были гораздо ближе к постижению этих самых истин… И сколь бы ни совершенствовался сегодня пресловутый научно-технический прогресс, суть человеческая — с момента ее появления на земле и по сей день, — похоже, остается в своем неизменном виде.

Пифагор

пифагорУроженец греческого острова Самоса, — он как раз и явился одним из тех, кто стал таким проводником определенного свода правил существования в мире homo sapiens и, соответственно, переводчиком этих правил на язык людей.

Родился Пифагор примерно в 580-х — 570-х годах до Рождества Христова в семье резчика по драгоценным камням, купца Мнеcарха: то есть, — был выходцем из торгово-промышленных кругов того времени и отличался ярким умом, гармоничной красотой и невероятной разносторонней одаренностью.

Истоки происхождения пифагореизма

Когда Пифагору было примерно сорок лет, он покинул родную Грецию и с этого момента начались его путешествия. Начались они с посещения Египта, и далее, — путешествия основательно входят, если можно так выразиться, в жизненную программу философа, а впечатления от них составляют в дальнейшем основу его жизнеописаний.

путешествия




 

 

Пифагорейскоефилософско-политически-религиозное сообщество греческий мыслитель создал в городке Кротон, в южной Италии. По словам Дикеарха, — здесь он

расположил к себе весь город как человек много странствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный судьбою, ибо он обладал величавой внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и всего остального.

В результате — законы, советы и предписания Пифагора кротонцы  восприняли как божественные заповеди и никогда и ни в чем их не преступали. Всё городское и собственное свое имущество люди объявили общественным. Пифагор же при жизни был причислен к богам, и горожане называли его не по имени, а обращались с нему, употребляя исключительно слово божественный.

Общество пифагорейцев являлось замкнутой организацией его участников, посвященных в некие знания. Им предписывалось строго соблюдать определенные обряды, наставления и аскезы (специальные упражнения). Все это не подлежало никакого рода огласке.

В момент вступления в союз пифагорейцев, его новые члены проходили определенные испытания, среди которых практиковались такие, как: обет молчания, практика безмолвных размышлений, мистическое постижение смысла учения пифагорейцев «аксуматы».

Надо отметить, что пифагореизм до сих пор считается одним из основных идейных источников христианства.

Принцип и основы пифагореизма

Если говорить кратко, то в истории естествознания и философии в целом это движение отличается своей мистической направленностью, приверженностью к традициям аристократизма и стремлением к постижению окружающего нас мира.

окружающий мир



 

 

Космологическое учение пифагореизм выходит за рамки собственно какой-то единой локальной или фрагментарной теории. В нем наша Вселенная — это космос, осуществивший в себе прекрасный порядок. И весь наш мир — некое упорядоченное целое, подчиняющееся закону гармонии и чисел. Пифагоровы труды — это, в большей степени, размышления о том, что представляется самым важным в жизни человека, и о том — что эту жизнь питает и окружает.

Главным в понимании Бога, природы и человека мыслитель считал необходимость изучать музыку, геометрию и астрономию.

Пифагор не являлся почитателем крайностей. Он был сторонником в большей степни умеренности, нежели любого рода излишеств.

Избыток добродетели есть тоже порок, — считал мудрец.

Мы должны всеми силами стремиться к истреблению во всех вещах излишеств и огнем и мечом изгонять из тела болезни, из души – невежество, из живота – обжорство, из городов – призывы к бунту, из семьи – раздоры.

— Ну скажите, разве это не актуально сегодня?..

Не может быть более тяжкого преступления, чем… анархия, — считал Пифагор.

Основные эстетические категории космологического учения

школа древних греков




 

 

Влияние пифагореизма на становление христианского вероучения и формирование догмат, с ним связанных, совершенно не случайно. Первоначальное единство мистической и теологической составляющей этим учением было расширено и представлено как симбиоз науки и религии, чем во многом и объясняется то колоссальное влияние, оказываемое пифагореизмом на умы человечества.

Отдельной темой здесь прослеживалось и попытка философско-математического обоснования религиозного учения о бессмертии души.

Пифагор описывал Божественное начало как некую Монаду: Единое, которое есть Всё. В его представлении Бог — это некий верховный разум, рассредоточенный по всей Вселенной. Именно он и является источником и причиной разума и силы всех вещей.

Тело Бога, по Пифагору, состоит из световой субстанции, а природа Бога — из субстанции истины.

Пифагор и пифагорейцы

теорема пифагораТак называемая теорема Пифагора, в широком ее смысле, — кроме перефразированного в наши дни постулата о том, что Пифагоровы штаны во все стороны равны, — заключает в себе еще и глубинную, мы бы отметили, космическую сущность.

Он полагал начала мира, основанные на том, что существует две противоположности: предельное и беспредельное. И оба эти начала гармонически слажены. Иными словами, —

закон мироздания заключается в существовании мировой гармонии. И это есть основная истина.

История пифагорейской школы

Ее можно разделить на два этапа: ранний пифагореизм — с момента основания до выступления Филолая (около 530-430 гг до н.э.) и ее поздний этап, вплоть до исчезновения школы, что произошло около 430-330 гг до н.э.

В работе пифагорейского сообщества участвовало в общей сложности двести восемнадцать человек. Некоторые из них изучали науку, медицину и философию (философский союз пифагорейцев). Одним из результатов их исследований является также пифагорейское учение о метемпсихозе (переселении душ). Большинство же пифагорейцев просто являлись сторонниками и приверженцами проповедуемого Пифагором образа жизни.

древние греки




 

 

Мы не будем здесь подробно перечислять все их имена — сегодня они уже не являются тайной. Но стоит, по-видимому, перечислить некоторые основные понятия, ими сформулированные.

Так, участниками школы была создана специальная таблица, которая включала в себя десять разного рода противоположностей:

  • чётность — нечётность;
  • единица — множество;
  • правое — левое;
  • мужское начало — женское начало;
  • спокойствие — движение;
  • прямота — кривизна;
  • светлое — темное;
  • доброе —злое;
  • квадрат — вытянутый прямоугольник.

философыГоворя о сторонниках и последователях пифагореизма, стоит отметить, кроме прочих, такие известные имена как Гераклит и

Нумений из Апамеи

Этот греческий философ-неопифагореец посвятил свои исследования взаимосвязи учений Пифагора, Сократа и Платона.

Необходимо, чтобы человек, удалившись от чувственных вещей, вошел бы в сокровенное единение с Благом, один на один, там, где нет ни человека, ни любого другого существа, ни тела, ни малого, ни большого, но где есть завораживающая сладость одиночества неописуемого; там и есть обитель Блага, его тенеты и его сияние, Благо само в покое и умиротворении… И, если кто-то, затянутый вещами чувственными, живя удовольствиями, воображает достичь Блага, то не ведает он ошибки своей.

Золотые слова!..

Музыка как основа эстетических взглядов пифагорейцев

Несмотря на то, что красота как свойство мира видимого была для греков очевидна и очень важна, большее влияние на их философию оказывала, тем не менее, не живопись или какое-то иного рода изобразительное искусство, а именно музыка. Вследствие ее глубокого изучения, пифагорейцы пришли к выводу, что

суть красоты есть определенная пропорция, мера и число.

И, с другой стороны, музыка, кроме того, что вся она состоит из определенных звуковых пропорций, обладает еще и невероятной силой, способной воздействовать на человеческую душу. И движение, и звук родственны природе человеческих чувств. А чувства, как известно, и есть самая могучая сила воздействия на людей.

воздействие музыки




 

 

Таким образом, для Пифагора и его сторонников было очевидно, что воздействие на душу посредством музыки — вещь очень серьезная. Так, хорошая музыка может нашу душу улучшить, плохая же, наоборот: нанести ей непоправимый вред, развращая ее, а через нее — лишая Божественного начала и самого человека.

Воздействие на людей посредством музыкального искусства у греков называлось психогатией (управление душами). Пифагорейцы делали особый акцент на том, что в обществе важно использовать только хорошую музыку — и это должно быть законом. Ибо всякий, в этом отношении, музыкальный произвол чреват непредсказуемыми последствиями: ведь на карту поставлено психическое и нравственное здоровье нации.

Источником таких взглядов для пифагорейцев было не только собственно древнегреческое искусство, но и элементы религиозных орфических верований.

Пифагорейская философия чисел

числа




 

 

Мифология числа в древней Греции обожествлялась. Особо священными считались семерка, десятка, единица и некоторые другие числа. Существовал даже особый трактат об абсолютизации чисел и, в частности, об уникальном смысле и значении семерки.

Всё в нашем мире семерично, — считал Пифагор, так как число это, — полагал он, — божественного характера и является мироправящим. Именно эта цифра объединила в себе такие понятия как судьба и kairos (критическое время). Единица в целом ассоциировалась у греков с единением.

Надо сказать, погрузившись в мир наук — математики, геометрии, гармоники и математических измерений, ученики Пифагора под его началом и здесь сделали немало открытий. Ими была создана арифмология, своего рода, мистическая математика, не говоря уже об открытиях в области арифметики, геометрии и астрономии.

Чистая философия Пифагора в действии

медитация




 

 

Многие убеждения Пифагора — а озвучил он их еще до нашей эры — не утратили свою актуальность и сегодня. Чего стоят одни лишь современные диеты… А ведь философ считал еще тогда, что мясная пища, например, ухудшает умственные способности… (Может, Древний Рим не устоял перед натиском времени еще и по этой причине?..) — впрочем, эта мысль — всего лишь мое лирическое отступление, не претендующее на историческую достоверность.

Удаляясь, время от времени, от людей в храм для молитвы и медитации, из еды и питья Пифагор брал с собой: мак и кунжут, шкурки морского лука, цветки нарцисса, листья мальвы, ячмень, горох и дикий мед.

Чтобы приготовить питье, им использовались огуречные семена, изюм, кориандр, семена мальвы, тертый сыр, масло и молоко с диким медом. Этот рецепт, как считал Пифагор, получил Геркулес, во время своего скитания по ливийской пустыне, от самой богини Цереры…

Автор текста: Extranorm



Рекомендуем прочитать
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.