Рудольф Штайнер (Штейнер, Rudolf Steiner) известен миру во многих своих ипостасях: как доктор философии и ученый; как мистик, эзотерик и оккультист-ясновидящий; как яркий лектор и социальный реформатор. Но, пожалуй, главное, с чем ассоциируется его имя в истории, это то, что Штайнер явился основоположником и создателем науки Антропософия.
- Рудольф Штейнер, биография
- Из-за конфликта отца с начальником одной из местных школ мальчик начал получать домашнее образование
- Ранние духовные опыты
- Автор вальдорфской концепции обучения и воспитания Штайнер
- Рудольф Штайнер: педагогические идеи
- Люди и духи: космос всему голова
- Лекции Штайнера: карма и эго космоса
- Люди и духи: перевоплощения на земле
- Теософия Штайнера: сверхчувственное познание мира и назначение человека
Рудольф Штейнер, биография
Как вы уже заметили, фамилия этого незаурядного философа может озвучиваться по-разному: мы даем здесь двоякое ее написание, чтобы большему количеству людей стало известно это имя.
В краткой автобиографии, описанной в книге «Мой жизненный путь», Рудольф Штайнер предоставляет нам о себе такие сведения: родился в Нижней Австрии, в северной ее части, недалеко от Дуная. Его родители жили дружно, мальчик рос в атмосфере любви и согласия. Из-за постоянных разъездов семьи (отцу по роду службы — а служил он на местной железной дороге) маленькому Рудольфу удалось побывать в самых разных местах и повстречать людей, впечатления о которых наложили отпечаток на всю его дальнейшую судьбу.
Так, Штайнер говорил впоследствии:
История моей жизни начинается не с рождения, а с того момента, как я стал осознавать, что должен привнести в этот мир.
Из-за конфликта отца с начальником одной из местных школ мальчик начал получать домашнее образование
Отец взялся обучать его самостоятельно. С тех пор, по-видимому, и была заложена в ребенке страсть к размышлениям и рассуждениям: когда никто тебя не торопит, не требует следовать каким-то стандартным унифицированным расписаниям, не отвлекает от созерцания своих мыслей и внутренних состояний. Отсюда, по-видимому, и выросла впоследствии вальдорфская педагогика: новый тип европейской школы воспитания свободных личностей, созданной Рудольфом Штайнером.
По мере того, как неторопливо протекала жизнь семьи Штайнеров среди австро-венгерских полей и лесов, открывались любопытному Рудольфу все новые и новые ее грани: то зачастил в семью местный священник, большой любитель трав, передавший ему потом часть своих знаний и опыт общения с бестелесным миром; то мальчику приходилось наблюдать работу железнодорожных составов на службе отца, что вызывало у него мысли технически-механического характера; а то некий помощник учителя познакомил его с книжкой по геометрии: и это дало ему, как он писал, уже будучи взрослым, — «оправдание духовного мира, в котором я тогда нуждался».
Этот же учитель, к тому же еще скрипач и пианист, впервые открыл для Штайнера и мир искусства: уже в девятилетнем возрасте мальчик научился у него рисованию углем и с легкостью и увлечением копировал картины.
Всё, что попадало в поле зрения юного Рудольфа вызывало в его душе размышления, а в сердце и в пытливом уме разжигало страсть познания. Это был период, — пишет Штайнер, — когда со своим стремлением к познанию процессов природы я находился между “проникновением в их суть” и “границами познания”.
Ранние духовные опыты
Еще в детстве маленький Рудольф ощутил, что в мире существует человеческая душа: он пережил встречу с некой духовной сущностью своей тети, которая умирала где-то вдали, и семья не знала еще об этом. Штайнер часто вспоминал потом это происшествие: оно не только его не испугало, но вызвало еще больший интерес и любопытство к духовной стороне познания мира. И вскоре это детское любопытство превратилось в его настоящую и всепоглощающую страсть.
«Реальность духовного мира была для меня столь же достоверной, как и реальность мира чувственного».
Надо сказать, что и в дальнейшем его судьба в этом плане складывалась вполне удачно, и для него открывались такие двери, которые вряд ли были доступны обычному студенту. Его учителя, подсознательно видевшие в юноше неординарность, относились к нему не как к обычному ученику.
Автор вальдорфской концепции обучения и воспитания Штайнер
всю свою жизнь был озабочен вопросом — как достичь познания высших миров и передать эту информацию людям. Его жизненная позиция состояла не только в том, чтобы познавать мир и преуспевать в изучении наук: для него было важно на основе всего познанного им опыта генерировать, прежде всего, и новые идеи. Такими идеями были насыщены все труды. Они помогали людям преодолеть границы разных субстанций мироздания.
Не случайно сформированные им педагогические идеи и методы преподавания и обучения в целом, заложенные в основу его вальдорфской школы, создали базу воспитания европейского свободного самосознания.
В этой связи, многие признают этого человека не просто обычным, некогда жившим в нашем мире индивидом, но неким духовным явлением, эманацией некой духовной сущности.
Им были созданы методики, позволявшие ребенку проявить и взрастить в себе свое подлинное “я”. Огромное значение в антропософской вальдорфской школе уделялось творчеству. Была создана даже специальная дисциплина эвритмия, представлявшая собой определенного рода танец. И здесь я вижу даже некоторую связь с тем, насколько большое внимание уделял танцу еще один незауряднейший просветитель прошлого, Георгий Гурджиев, считавший этот вид искусства категорией сакральной.
Рудольф Штайнер: педагогические идеи
Он изучал мир со всех сторон и всеми доступными ему способами. Редактировал и публиковал труды Гете, безустанно трудился над созданием педагогических университетов, где преподавали по разработанной им самим программе, постоянно совершенствуясь сам и совершенствуя и оттачивая свои идеи.
Каждый человек, — считал он, — обладает безграничными способностями, с помощью которых он может погрузиться в мир высших существ. Но просыпаются в нем такие возможности только при условии его упорного труда, когда он сам, находясь в процессе постоянного развития, становится способным протянуть руку навстречу неведомому, приобретая в этом все больший и больший опыт.
В достижении своего рода просветления и пробуждения от духовной спячки человечеству пытались и пытаются помогать многие эзотерические школы. Но, в отличие от них, обращенных в большей степени к категории неких избранных, Рудольф Штайнер с помощью своей философии пытался показать, что вовсе не важно, в какой сфере человек образован: есть ли у него научное и математическое образование, или он, возможно, является, что называется, закоренелым гуманитарием…
Истина и наука, по мнению Штайнера, неразделимы. И каждый человек, познавая самого себя, так или иначе переходит на другой, более качественный, уровень саморазвития и постижения вещей.
Люди и духи: космос всему голова
Познание сверхчувственных миров по Рудольфу Штайнеру — есть одно из важнейших знаний для ищущих людей. Проводя параллели между эго космоса и эго человека, Штайнер показывал колесо кармы в действии и цепи последующих перерождений. Что такое эго космоса и эгоцентризм человека? Можно ли сравнивать эти два понятия?
В каждом человеке отражается космический свет, и каждый из живущих на земле – это микроскопическая копия Вселенной, но можно ли говорить о том, что люди по своему пониманию похожи на существ из высших миров?..
Не случайно в двадцатые годы прошлого уже столетия Штайнер даже спроектировал для Всемирного центра Антропософского движения, расположенного в Швейцарии (г. Дорнах), особое здание: гетеанум. Это уникальное строение должно было олицетворять собой Вселенную, точнее, — ее в миллионы раз уменьшенную модель.
Лекции Штайнера: карма и эго космоса
В своих лекциях, объясняя тончайшие глубины взаимодействия духовных космических понятий, Штайнер приводил обычно самые что ни на есть чисто житейские примеры, чтобы добиться понимания этой сложной темы абсолютным большинством своих слушателей и последователей.
Штайнеровская педагогика имела своей целью пробудить отдельного человека и человечество в целом к жажде знаний, к познанию космического мироустройства, помочь в реализации своих способностей и возможностей тем, кто чувствует в себе зачатки этого так называемого духовного рассвета, но пока еще не знает, как выйти на правильную дорогу.
Поэтому можно в полной мере утверждать, что явление Штайнера — это некая возможность для людей через него и через его учения ощутить присутствие в мире и в их жизни разных миров. И Штайнер – это своеобразный проводник между ними.
Люди и духи: перевоплощения на земле
Штайнер говорил о том, что в свободном пространстве между телом и духом живет душа. Он связывал воедино эти, на первый взгляд, разрозненные идеи. Говорил он также и о египетских мифах, и о связи с мифологией германского севера, а также упоминал и о более поздней греческой мифологии.
Исследователь, основываясь, в том числе, и на разного рода древних народных и мифологических сказаниях, утверждал, что происхождение душ берет свое начало глубоко в космическом пространстве. Он черпал из исторических источников материалы для своих трудов и подводил под это реальную научную базу. В этом состояла суть его деятельности как теософа, антропософа и просветителя.
Штайнер наделял мифических, с точки зрения человека, существ совершенно реальными чертами и жизнями — и это даже не вызывало полемики. Он не только и не просто описывал другой мир: возникало ощущение, что он и доподлинно знал его устройство. А здесь находится лишь для того, чтобы передать человечеству карту этого мира и некий свод правил, которые приблизят людей к высшим существам.
Теософия Штайнера: сверхчувственное познание мира и назначение человека
В результате Штайнер был назначен секретарем Теософского общества, что явилось прямым следствием и свидетельством его уникальных знаний и проникновенных лекций.
Он говорил о том, что лишь в духовном развитии видит новый расцвет Европы.
И дело не только в теоретическом изучении вопросов души и мироздания, но и в возможности практического применения этого опыта на практике во всех сферах бытия.
Со временем влияние лектора Штайнера расширяется, и он организует уже немецкую секцию теософского общества. Впрочем, через 11 лет, ряд обстоятельств прерывают эту его деятельность. Но такая практика послужила хорошим стартом для создания его уникального труда и учения — Антропософия.
Мне кажется, что именно Рудольф Штайнер внес в философию свежие мысли и именно этот человек показал нам и раскрыл многие тайны духовного мира. Для меня, например, это великий человек.У него есть чему учиться.
Согласна. До сих пор в Европе система образования поддерживает многие из его взглядов и использует его систему. Спасибо, Света, за коммент!
Рудольф Штайнер стал для меня известен примерно в прошлом году, когда я начал увлекаться философией. Мне сразу понравились его мысли и я считаю его самым великим человеком в этой сфере.
Спасибо, Руся, за комментарий! Согласна с Вами.