Русский философ, теософ, эзотерик. Почти два века назад он, еще и математик по образованию, задавался вопросами, которые, несмотря на все многочисленные внешние достижения нашей цивилизации, не имеют однозначных ответов до сих пор.
- Петр Демьянович Успенский — личность космического масштаба
- Краткая биография Успенского
- Ребенок находится просто в восторге от вещей, которые ему открываются
- А между тем, уже в возрасте двенадцати лет он самостоятельно изучил почти всё
- Творчество Успенского
- Четвертый Путь
- Успенский в поисках чудесного
- Учение Успенского
- Психология человеческих возможностей по Успенскому
- На протяжении своей жизни Успенский пришел к следующим выводам:
- В поисках школ
- Гигиена сознания по Успенскому или почему мы не следим за собой?
- Можем ли мы преодолеть такое положение вещей?..
- Tertrium organum или ключ к загадкам мира
- Петр Успенский был уверен:
Петр Демьянович Успенский — личность космического масштаба
Всю свою жизнь Успенский искал разгадки самых сокровенных мистических тайн, используя в вопросах изучения такого для многих неочевидного мистического начала логический, аналитический и даже научный подход. Одним из первых он объединил эзотерику и психологию как родственные и взаимопроникающие области знания. И это неудивительно, ведь у знаний этих одна цель: постижение нашего мира.
Петр Успенский явился одним из величайших проводников знаний о бесконечности Вселенной и, как следствие, — о безграничности человеческих возможностей.
Краткая биография Успенского
удивительна и неоднозначна. Родился 5 марта 1878 г. в Москве — ушел из жизни 2 октября 1947 г. В Англии. Между двумя этими крайними вехами — путь, полный поиска, преодолений и открытий.
Еще двенадцатилетним мальчиком, будучи учеником подготовительного класса гимназии в Москве, он зачитывается учебником физики, который выпросил у старшеклассника. Прочитал эту книгу жадно, с энтузиазмом и восторгом, которые сменялись порой ужасом перед открывавшимися ему тайнами мироздания.
Что же такого мог поведать ребенку этот обычный, на первый взгляд, учебник?.. И был-то это всего лишь раздел о неких рычагах… Но, прочитав эту главу, мальчик ощущает вдруг, что многие вещи, казавшиеся ему прежде непохожими и независимыми друг от друга, стали теперь взаимосвязанными, образуя единое целое.
Почему меня заставляют учить тысячу бесполезного, — пишет он позже, — а об этом не сказали ни слова?..
Ребенок находится просто в восторге от вещей, которые ему открываются
Меня охватывает благоговейный ужас при мысли о единстве всего.
Будто рушатся стены некой комнаты, и перед ним расстилаются необозримые горизонты неведомой красоты и совершенства. Из прежде несвязного хаоса теперь выступают ясные очертания упорядоченного, полноценного и гармоничного мира.
Даже эти короткие фрагменты детских впечатлений Успенского о первых его встречах с непознанным и необъяснимым, о чем он упоминает много позже в уникальных своих трудах, открывают нам его личность совсем с иной стороны…
Можете себе представить, что юного Петю Успенского исключили потом из школы… за неуспеваемость?..
А между тем, уже в возрасте двенадцати лет он самостоятельно изучил почти всё
Всё, что было тогда доступно в области естествознания и психологии. Когда же ему исполнилось шестнадцать лет, юноша пришел к решению отказаться от получения какой бы то ни было официальной ученой степени и самостоятельно сконцентрироваться на тех направлениях знания, что находились, как он считал, над традиционными взглядами, за пределами обычной обучающей школы.
Профессора убивают науку так же, как и священники убивают религию, — П.Д. Успенский
Исследователь видел, что, как правило, виды смежных его интересам наук, развивавшихся в рамках официального пути, не преуспели в изучении иных измерений действительности: все они словно стопорились перед глухой стеной неспособности их разглядеть и, тем более, — хоть как-то объяснить.
А измерения эти, по его ощущениям, существовали.
Творчество Успенского
Оно стало, в итоге отражением поиска всей его жизни. Увлекшись теософией, в 1908 году, журналистом одной из московских газет, он отправился в первою свою поездку на Восток. Далее были Петербург, Лондон, Париж, Генуя, Каир, Коломбо, Галле, Мадрас, Бенарес, Калькутта… — точки планеты, которые посетил в поисках своих смыслов этот мыслитель и философ, человек, пришедший в девятнадцатый век из будущего.
И все эти места, как он потом напишет, были связаны незримыми нитями общих надежд и ожиданий…
Четвертый Путь
Прежде всего, Успенский был учителем, объяснявшим людям систему своих ценностей и идей. Его учениками становились те, кто обладал искренним желанием учиться. Успенский считал, что его система обучения не может быть эффективной, если человек пытается освоить ее в одиночку, лишь размышляя над написанным в его книгах.
Путь только интеллектуального способа изучения в этом случае неприемлем. Поэтому на протяжении многих лет, с 1921 по 1947 год, он обучал людей напрямую, общаясь с ними в Лондонской группе, в своем так называемом кружке «О».
Его ученики и сторонники могли услышать здесь удивительные по новизне и глубине лекции, осмыслить каждую из них, задавая свои вопросы (правильная их формулировка — была одним из условий работы в кружке). Группы посещали, как правило, 60-70 человек, и лекции в них читались раз в неделю в течение 3-х месяцев. Занятия занимали пару часов: вначале шла сама лекция, потом присутствующие задавали по ней вопросы, и на них Успенский отвечал лично.
И только через десять лет после его смерти, в 1957 году, на основе стенограмм, что велись на протяжении всего времени работы кружка, была собрана внушительная подборка фрагментов его лекций. Именно она была опубликована в этом же году в посмертной книге Успенского Четвертый путь. В ней, как отмечал сам автор:
очень много материала для изучения.., но трудно извлечь самородки..
Успенский в поисках чудесного
Суть работы Петра Демьяновича Успенского В поисках чудесного — своеобразный ключ к тайнам и загадкам мира. И каждый, кто хотел бы в этом разобраться подробнее, не может не отметить ценность и актуальность его книг и Учения в целом.
Как и некоторые другие свои труды, эту книгу Петр Успенский решил вообще не публиковать. В рукописном виде она появилась в 1925 году, в 1930-е же ею зачитывались ученики, посещавшие занятия в Лондонской группе Успенского. Опубликована эта работа была уже после смерти ее автора, в 1949 году.
В чем причина такой скрытности? — могут спросить многие.
А причина состояла в том, что этот писатель и мыслитель более чем серьезно относился к пониманию формулировки точное слово: ведь только и именно оно, по мнению Петра Демьяновича, в точном своем контексте может ясно в полной мере определить любое состояние. В ином случае ни одно вырванное из контекста утверждение не имеет смысла. По-видимому, автор просто не хотел популяризировать текст, который может стать такого рода контекстом и нарушит весь смысл его поиска. По этой же причине Успенский решительно отказывался использовать в своих трудах религиозную и философскую лексику трактатов.
И если, например, какой-то его ученик произносил что-то типа: «Господин Успенский говорил на прошлой неделе…» — учитель выслушивал обычно эту фразу, а потом спрашивал: — «Но в какой связи я это говорил?»
Знавшие мэтра подчеркивали признание им «ужасающей» власти над умами любого печатного слова. Всякая философия, — считал Успенский, — будучи единожды заключена в книжную форму, может навсегда там и остаться. Мыслитель в полной мере осознавал, таким образом, риск, сопряженный с процессом публикации своих трудов — и вовсе не торопился заключать их в кожаные переплеты.
Учение Успенского
В 1915-м году Успенский познакомился с Георгием Гурджиевым, и некоторое время был его учеником и сподвижником. Позже их взгляды разошлись, и в 20-е годы Успенский организовал в Лондоне свою эзотерическую школу.
То, что Петр Успенский не захотел зависеть в своем развитии и постижении мира только от книги как таковой, выступавшей в абсолютном большинстве случаев основным источником передачи знания, объясняется двумя его главными идеями, которые позже легли в основу созданной им системы знаний или его Учения.
Суть этого учения заключается в непереоценимой важности работы каждого над своим развитием. Ведь человек, как считал, Успенский, — есть некая машина, которая словно продвигается сквозь свое существование в практически спящем, то есть, в неком механическом состоянии.
Для того, чтобы реализовать заложенный в нас потенциал, важно пробудиться от этого сомнамбулического состояния, выйти из него через нелегкий процесс самовоспитания, трансформации своих негативных реакций и научиться находиться в осознанном состоянии, постоянно помнить себя. Путь это нелегкий и требует постоянных усилий.
Человек получает способность ощутить высшую реальность только находясь в таком пробужденном состоянии. Тогда он словно освобождается ото сна наяву, приобретая таким образом эзотерическое сознание, недоступное ему, пока он находится на своем обычном, неразвитом уровне бытия.
Психология человеческих возможностей по Успенскому
«Психология возможной эволюции человека» — труд писателя и мыслителя, также опубликованный уже после его смерти и содержащий в себе лекции, которые Успенский читал своим ученикам,“новым, — говоря его определением, — людям”.
Эта книга предназначена для тех, кто уже смутно осознает, что в мире присутствует нечто большее, нежели то, с чем люди постоянно сталкиваются в их повседневности. И она будет полезна каждому, кто это ощущает.
На протяжении своей жизни Успенский пришел к следующим выводам:
- люди плохо знают даже обычную психологию, а поскольку они ее практически не знают, — то не могут разобраться и в психологии сверхнормальной;
- безусловно, в нашем мире присутствует некоторое истинное знание.
Практически еще сто лет назад этот мыслитель и ученый предполагал, что где-то есть школы, уже точно знающие то, что хотим узнать мы. Но по неизвестной людям причине они скрыты и скрывают от нас и это подлинное знание.
В поисках школ
Петр Успенский побывал в Европе, в Египте, в Индии, на Цейлоне, в Турции и на Ближнем Востоке. Позже, по окончании своих скитаний, уже во время войны, он встретил такие группы и в России: все они изучали систему, первоначально пришедшую в Россию с востока. И начиналась эта система, прежде всего, с изучения обычной психологии: с чего, по представлениям Успенского, такого рода изучение и должно, в принципе, начинаться.
Суть этой системной идеи заключалась в том, что человек, как правило, не использует даже и той небольшой части своих сил и способностей, которые уже осознает. В то время как каждый имеет в себе огромную и очень тонкую организацию. Проблема в том, что люди не знают до сих пор, как ею пользоваться.
Это как если бы в нас находился большой дом, который полон прекрасной обстановки: с библиотекой и многими другими комнатами, а мы живем на кухне или вообще в подвале — и даже не подозреваем о том, что в этом доме есть еще и другие комнаты, и даже этажи.
А если кто-то начинает вдруг говорить о том, что в реальности наш дом этот неизмеримо больше, чем мы себе это представляем, — мы не верим, называя такую информацию пустыми россказнями, баснями и суеверием.
Гигиена сознания по Успенскому или почему мы не следим за собой?
Цель системы взглядов Успенского эзотерика и психолога — привести человека к сознанию. Также после его смерти, только в 1954 г., была опубликована еще одна его книга «Поверхностная личность», полностью составленная из материалов встреч и общений мастера периода 1930-1944 года.
В этой книге автор утверждал, что люди являются категорией не единичной, а множественной. Именно это — и есть главная особенность нашего существования. Интересно, что уже в наши дни, на лекциях известного американского психолога Юрия Бурлана я услышала это же утверждение.
По словам же Успенского, — из-за того, что человек полностью не осознает себя, он также не осознает и множество противоречивых желаний, вер, эмоций и предубеждений, которые перекатывают его от одного места к другому. У человека нет, — говорит Успенский, — никакого “центра тяжести”. А испытывая в нем недостаток, он не способен поддерживать какую бы то ни было фиксированную цель в течение определенного отрезка времени.
Можно, конечно, наивно полагать, что каждый исключительно сам определяет направление своей жизни… Однако в реальности оказывается, что люди живут, бросаясь от одного своего желания к другому, по причине и в результате того или иного набора внешних воздействий.
Можем ли мы преодолеть такое положение вещей?..
Да. Но только — осознав наличие своих множественных «Я». Научившись останавливать выражение своих негативных эмоций. Умея пресекать попытки отождествления себя с кем-либо или с чем-либо, научившись фиксировать и не допускать в себе проявления лжи и других элементов “ложной личности”.
Ведь что такое наши любая негативные эмоции?.. Прежде всего, — это эмоции насилия или депрессии, — считал Успенский.
Он утверждал, что такие реакции человека на происходящее бесполезны и разрушительны для него и для окружающих. И появляются они совсем даже не по причине каких-то внешних провокаций, как нам приятнее думать, а генерируются в нас же самих, являясь эмоциями искусственного характера и происхождения.
Возникают такие эмоции, как правило, потому, что мы неспособны отделить себя от окружающего (людей или их настроений). И как только мы начинаем осознавать этот факт — наши негативные эмоции разрушаются нами же. И для того, чтобы от них избавиться, — надо сделать хотя бы первый шаг на этом пути: просто постараться ограничить или вовсе прекратить их генерировать и выражать.
Tertrium organum или ключ к загадкам мира
Я вижу непрерывность линии мысли и знания; она тянется из века в век, из эпохи в эпоху, из одной страны в другую, из одной расы в другую… И линия эта скрыта глубоко под слоями религий и философских систем, которые представляют собой лишь искажения и лжетолкования идей, принадлежащих основной линии. — П.Успенский.
Петр Успенский был уверен:
Идеи и смыслы сокровенного знания — а этот термин он подробно и доступно разъясняет нам в своих сочинениях, — возможно согласовать с точной наукой. По его словам, — четвертое измерение — это и есть тот мост, связывающий старые и новые представления людей о мире и его закономерностях. И он способен показать нам во всех своих нюансах суть научного и ирреального. Космического и Мистического. Земного и небесного.
“В этих книгах чувствуется странный привкус истины. Я ощущаю его с особой силой именно теперь, потому что так долго держался внутри искусственных «материалистических» границ, лишая себя всех мечтаний о вещах, которые не вмещаются в эти границы”.
Таково признание самого Успенского, когда он говорит о вещах, что открылись его взору и уму в результате его многолетних поисков-исследований длиною в жизнь. Этими же словами каждый, даже бегло ознакомившись с тем, о чем писал этот великий эзотерик, мистик и ученый, может, наверное, определить теперь и свое собственное состояние.…
Я нередко размышлял о том, что сам написал в «Tertium Organum»: о людях “новой расы”, — говорил он. — Мне казалось, что я был недалек от истины и что происходит уже процесс формирования если не новой расы, то, по крайней мере, новой категории людей, для которых имеются иные ценности, чем существующие для всех.
В нашем мире часто происходит так, что сегодняшняя реальность просто не способна оценить тех, кто оказывается по каким-то неведомым нам причинам забредшим в нее из реальностей совсем иного свойства. Эти люди словно выбиваются из общей социумной шеренги. И неприятие современной жизнью их яркого, открытого космическим истинам сознания — есть некая закономерность нашего бытия. И примеров тому в истории человечества было немало. Не исключением в этом был и Петр Успенский…
Спасибо за статью.
Рада, Дмитрий, что статья Вам понравилась! Благодарю за отзыв!
Все, что тут описывается от лица Успенского,это относится к идеям,с которыми его глубоко познакомил Гурджиев.Т.е.все что тут приписывается Успенскому это ввождение в заблуждение, всему этому Успенский обязан Гурджиеву. Хотя никто не умоляет личных заслуг самого Успенского,он личность огромного масштаба,как и сущность.Но конкретно, что вот тут ему приписывают, мысли, взгляды, идеи и цитаты, все это принадлежит Гурджиеву.
Что сам Успенский подробно и рассказывает в книге В Поисках Чудесного.
Уважаемый Александр! Благодарю Вас, во-первых, за Ваш комментарий. И во-вторых, хочу заметить, приятно осознавать, что среди моих читателей есть столь эрудированные и небезразличные к теме люди.
О связи Успенского и Гурджиева говорилось и писалось много, в том числе, и на этом сайте (посмотрите соответствующие публикации).
Что же касается данной статьи — я не ставила в ней цель написать очередной научный трактат. Моей задачей было — обозначить ценность данных людей и пробудить интерес читателя к их деятельности. Что, как я заметила, читая Ваш отзыв, мне сделать удалось в полной мере
Не было бы Гурджиева, не было бы Успенского! У Успенского нет своего учения, “В поисках чудесного” состоит из цитат Гурджиева! Вы читали эту книгу?
Возможно и не было бы… Хотя — кто знает, может быть, Успенский нашел бы и какой-то свой путь. Трудно об этом сейчас судить. Во всяком случае, то, что эти два человека притянулись на почве одного учения — думаю, вовсе не случайно. Да, книгу эту я смотрела, хотя, повторяю, часто мы цитируем у других то, что уже открыли в себе. Благодарю Вас, Владимир, за комментарий и за Ваши размышления!
Очень интересная статья. Я и не знал, что был, оказывается, такой человек…
Да, мы многого еще не знаем… Благодарю за коммент, Марк
Это верно. Хорошо, что можно подробно об этом прочитать: есть над чем задуматься…
Здорово, что статья вызывает такое желание Благодарю, Алиса!
Добрый день! Невероятно интересный у Вас сайт!
Спасибо за чтение и за Ваш комментарий!