Дмитрий Мережковский: пророк без Отечества

Выходец из дворян, сын действительного тайного советника, служившего некогда во Дворцовом Ведомстве при Александре II, писатель, философ, мыслитель, теософ и исследователь эпох, Дмитрий Мережковский (1866–1941 гг) до сих пор остается в истории европейской гуманитарно-философской мысли фигурой во многом загадочной и так до конца и не понятой. Особенно в России…

Писатель, мыслитель, философ

Но наступают периодически в истории времена, когда то, что было написано давным-давно, а в этом случае, – более века назад, – становится вдруг актуальным и сегодня, в нашу, казалось бы, более просвещенную и современную эпоху.

Но – это только казалось бы… Ибо эпохи, конечно, меняются, но природа человеческая остается прежней: в какое бы время ни воплотился некто на этой земле. Снова и снова люди наступают на одни и те же грабли, – даже не пытаясь вооружиться опытом своих предшественников и избавить себя, тем самым, от многих страданий в своей собственной жизни… Но увы. Каждый, по-видимому, должен сам прожить то, что другие не советовали проживать еще раз…

И все же, думаю, – полезно иногда бывает вспомнить, о чем предостерегали нас наши забытые пророки. Хотя и не бывает их, как известно, в своем Отечестве…

Дмитрий Мережковский, биография

В кругу друзей

Вы ждете, наверное, традиционного рассказа типа: детство и юность, учеба в гимназии, университетские годы – и т.д. и т. п. и в том же духе?.. Но об этом можно прочитать и в других статьях, где обо всех более или менее известных людях – словно под копирку (лишь меняя даты и события) – так обычно и пишут.

Автор одного из таких опусов написал даже на одном из популярных сайтов, что Дмитрий Сергеевич Мережковский родился… в Париже. Перепутав сгоряча рождение и смерть: о чем уж тут говорить больше.

И совершенно неудивительно, в результате, что, пролистав по диагонали подобного рода сведения, вряд ли у кого-то возникает желание углубиться во все эти скупые факты той или иной человеческой биографии. Ведь сколько было таких жизней… Все не изучишь. И то правда.

В этой публикации мне хочется отступить от традиционного повествования

Мыслитель и писатель

Скажу лишь, что был Дмитрий Сергеевич Мережковский отнюдь не доморощенным интеллектуалом, а получил прекрасное историко-филологическое образование в Московском и Санкт-Петербургском университетах. И далее, всю свою жизнь он был просто одержим желанием разгадать неразгаданное, понять непонятое, постичь неизведанное.

Ко всякой задуманной работе он относился с серьезностью ученого, – отмечала впоследствии его жена Зинаида Гиппиус.

Я не имею притязания давать людям новую истину, – говорил Мережковский, – но надеюсь: может быть, кто-либо вместе со мною пожелает искать истины.

И он искал ее везде, исколесив полмира. От России, вскормившей его неповторимой смесью “крови исторического варварства и молока божественного, метафизического света истины” – и до Египта, родоначальника всей исторической цивилизации. Он жил среди старообрядцев в Сибири, пытаясь понять суть вещей, описываемых им в романе “Петр и Алексей”; исследовал источники, рассказывающие о крушении человеческих цивилизаций (“Остров Крит”, “Атлантида”) путешествовал по местам предполагаемых и реальных событий, искал и собирал различные исторические факты и свидетельства…

И каждую свою новую книгу он писал именно там, где происходили (или могли происходить) описываемые события. Как думаете, почему?..

наследие Мережковского

Творческое наследие Мережковского

Оно поистине огромно: сотни публицистических и критических статей, стихи, историко-философские романы, невероятной глубины и силы жизнеописания выдающихся представителей рода людского многих эпох и народов…

Отдельно я бы отметила его толкование природы словесного творчества на примерах анализа судеб Гоголя, Лермонтова, Глеба Успенского… До сих пор помню эти желтые ветхие страницы из московских книжных хранилищ, открывшие мне удивительные вещи…

Не от человека идет всё то, о чем мы пытаемся в меру скромных своих усилий поведать миру, вовсе не от человека…

Словом, – всё, что создано Дмитрием Сергеевичем Мережковским, – может составить немалую энциклопедию на тему развития человеческого духа и становления социума. И самое главное, – ни единой строки не написал он против своей совести. И даже если в чем-то на тот момент и заблуждался – искренне признавал это впоследствии. Впрочем, – кто может сказать сегодня с очевидностию – что есть заблуждение, а что нет?..

Этот человек видел дальше многих; понимал суть исторических процессов и явлений гораздо глубже многих и потому заслуживает сегодня серьезного внимания тех, кто хотел бы кое-в-чем разобраться…

Мережковский первым предсказал будущие российские катаклизмы

предсказание

Еще в начале 20-го века он опубликовал удивительные по своей неотвратимой правде исследования “Грядущий Хам” и “Больная Россия”.

Он пытался связать события всемирной истории, разных эпох и народов, в единую философскую систему. От Юлиана Отступника до декабристов и Наполеона Бонапарта. Он впервые показал, что в Российской империи, от царя, даже самого прогрессивного и воспитанного на идеях свободы, любимым учителем которого был известный швейцарский демократ Цезарь Лагарп, (а таким царем был Александр I), почти ничего не зависит. Страной реально правят столоначальники, лютые помещики, губернаторы, свора садистов, все эти измайловы, струйские, пестели (отец декабриста П. Пестеля), протасовы…

До революции 1917-го года в России Мережковский был один из самых публикуемых авторов. В последующие же 70 лет в нашей стране не было переиздано ни одной его книги. Понемногу он начал выходить из забвения лишь с началом перестройки 90-х годов…

В то время, в 90-е, я училась в аспирантуре ИМЛИ Российской Академии Наук,

заинтересовавшись темой русского зарубежья. Открыв для себя  уникальную личность Мережковского, я погрузилась в его книги. И была буквально ошеломлена тем, о чем в них прочитала.

царство антихриста

Находясь под впечатлением огромного, неизвестного мне до тех пор мира нашего научно-мистического прошлого и настоящего (всё ведь взаимосвязано), в поисках новых подробностей я отправилась тогда в Париж к господину Рене Герра – собирателю уникальнейшей коллекции раритетов русского зарубежья…

О, что мне открылся тогда за мир!..

Тайны взаимодействия земного и небесного, обыденного и космического: человека и Творца… Весь свой незаурядный талант Мережковский посвятил разгадке духовной природы человека и человечества. И, думаю, – он ее разгадал.

Мережковский оставил заметный след не только в литературе

(он был родоначальником и главным идеологом русского символизма), но и в истории, философии и теологии мирового масштаба. Библиография его работ и статей о нем в крупнейших библиотеках зарубежья составляет сотни наименований.

фрагмент созданного Мережковским

Многие аспекты такой не вписывающейся в социумные шаблоны жизни Дмитрия Сергеевича Мережковского далеко не всеми поняты и приняты до сих пор. Вся его творческая жизнь являла собой альтернативу воинствующему хамству и невежеству. Он, можно сказать, вскрыл первопричину взлетов и падений человеческой сущности.

На примере таких исторических фигур, как Петр Первый и некоторых других Мережковский впервые показал, как в человеческой судьбе отражается вечное сражение между Христом и Антихристом…

Масштаб личности Мережковского

не укладывается в рамки обычных социумных отношений и социальных систем. Поле деятельности этого исследователя – весь мир. Надо сказать, что работы Мережковского имеют колоссальное значение не только для серьезного осмысления русской истории (что сегодня, как мне представляется, более чем актуально), но и для понимания ее роли в мировом историческом процессе.

Стоит отметить, что Мережковский был, пожалуй, одним из самых опасных оппонентов большевизма при том, что никогда не занимался политикой. Понятие “большевизм” он рассматривал не как некую политическую силу или классовую сущность. Большевизм для него, – это, прежде всего, – попрание человеческой индивидуальности.

Торжество “рабства и худшего из всех рабств – мещанства и худшего из всех мещанств – хамства, ибо воцарившийся раб и стал хам, а воцарившийся хам и есть черт – уже не старый, фантастический, а новый, реальный черт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют, – грядущий Князь мира сего, Грядущий Хам.

бесы

Подобно величайшему провидцу своей эпохи Ф.М.Достоевскому, живописавшему сущность большевистской революции в бессмертном романе “Бесы”, Дмитрий Мережковский еще в 1910 году в статье “Больная Россия” выводит формулу эпохи, в которую совсем скоро на семь с половиной десятилетий (?..) погрузится страна.

Итак, – две необходимые предпосылки для торжества социализма – уничтожение Бога и уничтожение личности. … Социалистическая Вавилонская башня строится на костях убитого Бога и убитого человека. … Самодержавие нового бога – коллектива – злейшее из всех самодержавий.

А еще раньше, в 1906 г., в своем исследовании о Пушкине Мережковский глубоко обосновывает первопричину таких своих взглядов:

“Пошлость толпы – “утилитаризм”, дух корысти, тем и опасны, что из низших проникают в высшие области человеческого созерцания: в нравственность, философию, религию, поэзию, и здесь всё отравляют, принижают до своего уровня, превращают в корысть, в умеренную и полезную добродетель, в печной горшок, в благотворительную раздачу хлеба голодным для успокоения буржуазной совести.

Не страшно, когда малые довольны малым, но когда великие жертвуют своим величием, в угоду малым, – страшно за будущность человеческого духа.”

Человек по Мережковскому

Человек как таковой никогда не был в глазах Мережковского лишь “частицей сонма людского”. В каждом индивидууме исследователь видел, прежде всего, носителя Божественного начала, воплощение великого замысла Создателя.

человек толпы

Но, наравне с этим Божественным началом, бесстрастно, критически, со всей силою своего аналитического ума Мережковский пытался проанализировать в человеке и нечто противостоящее началу божественному…

Книга, которую писал он на протяжении всей своей жизни, составившая более двадцати четырех томов различных по жанру, степени осмысления философских истин и, наконец, – исследуемому материалу произведений – эта книга есть, по сути, историческое созерцание всемирной борьбы Христа и Антихриста.

Впрочем, – говорил Мережковский, –

я знаю, среди моих современников немного у меня читателей-спутников.

Путеводитель по Мережковскому

Борьба двух начал

Трилогия Христос и Антихрист изображает борьбу двух начал во всемирной истории в прошлом; Л.Толстой и Достоевский; Лермонтов, Гоголь, – изображают эту же борьбу в русской литературе в настоящем. Грядущий Хам; Не мир, но меч; В тихом омуте; Больная Россия – в русской общественности.

Древние трагедии, Итальянские новеллы, Вечные спутники, Стихотворения – отмечают вехами те побочные пути, которые привели меня к единому и всеобъемлющему вопросу об отношении двух правд – Божеской и Человеческой – в явлении Богочеловека.

И, наконец, – Павел I и Александр I – исследуют борьбу тех же двух начал в ее отношении к будущим судьбам России.

Два начала: Бог и дьявол в человеческой сущности – это и есть причина возникновения различных религий, как считал этот великий ученый и писатель. Бог и дьявол в человеке и человечестве – и есть то, на чем спотыкается наш мир, веками пытаясь создать некую универсальную, благую модель существования и сосуществования.

Мережковский, понимая эту фатальную двуединость, предложил человечеству из двух путей выбрать один, единый путь: к Богу и Свету.

Истина проникает с небес, правда возникает с земли.

Трилогия Христос и Антихрист: правда неба и правда земли

трилогия Христос и антихрист

Эта удивительная трилогия – вершина художественной прозы Мережковского. В первой книге Смерть богов (Юлиан Отступник) красноречиво показана борьба христианства с язычеством:

Те, кто в пустыне терзают плоть и душу свою, – те далеки от кроткого Сына Марии. Он любил детей, и свободу, и веселые пиршества, и белые лилии. Он любил жизнь, Юлиан! Только мы ушли от Него, запутались и омрачились духом. Все они называют тебя отступником. Но сами они – отступники…

Во второй книге Воскресшие боги (Леонардо да Винчи) – показана вечно больная тема Художника в человеческом мире, что напрямую связано с Богочеловеческой концепцией Мережковского.

Еще в IV веке, как считал исследователь, на основе возрождения эллинского духа и “в результате слияния древнего олимпийского и нового галилейского начала в мире была предпринята попытка достичь еще никем на земле не испытанную и не виданную культуру. Но – …

Факир был пьян и опыт не удался.

факир был пьян

Тем не менее, он же, подобный опыт, спустя тысячелетие, был повторен в Италии в образе культуры эпохи Возрождения. И опять – сопоставление двух начал: христианского и языческого, Голгофы и Олимпа… Однако и эти надежды не оправдались.

Мережковский видел возможность воссоздания такой новой уникальной культуры в зарождении, “в смутном лепете” русского символизма…

“И наука, и искусство – результаты опыта, созерцания, а созерцание не включает нравственных оценок.”

И снова перед нами – два начала… Мучительная попытка ученика Леонардо Джованни Бельтраффио отделить в сущности учителя одно от другого заканчивается помешательством Бельтраффио и его самоубийством.

И, переходя от личных трагедий к трагедиям социальным, общенародным, – Мережковский рисует и “самый страшный антихристов мир – государство”:

Зло государства выглядит как вечное зло земной жизни.

Изображение Италии XV-XVI веков не только проецируется Мережковским на позднейшие эпохи, но и звучит сегодня как пророчество.

Фрагменты российской жизни Мережковского

фрагменты российской жизни Мережковского

Что в сухом остатке

Дмитрий Сергеевич Мережковский — один из крупнейших русских писателей и мыслителей ХХ века. Его творческое наследие — проза, философские и литературно-критические работы, поэзия, биографии — с честью выдержали испытание временем и вошли в золотой фонд русской и европейской классики ХХ века.

Мережковский выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию по литературе как самый европейский из русских писателей.

Время показало, что он явился и создателем романа нового типа – историософского романа. Своеобразие его состоит в том, что автором двигало желание не просто запечатлеть историю, а объяснить ее, соединив начала и концы исторических процессов и событий, почувствовав их ритм, определив тайные законы ее движения.

Мифически-поэтическое мышление этого уникального творца было основано на глубочайшей интуиции: философской и религиозной.

Сам Дмитрий Мережковский называл свой метод «методом религиозно-исторического познания».

автор и создатель сайта ExtranormPro
Задать вопрос
Рекомендуем прочитать
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Extranorm Pro необычное и паранормальное
Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: