МИСТИКА

о мистическомМистика — это религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения человека с Богом.

Мистика или мистицизм?

Мистические явления издавна будоражили воображение людей, ведь в жизни их часто окружали невероятные вещи, которым трудно дать название. С давних времен многие из живущих на земле замечали присутствие рядом с ними некой незримой силы, существующей по своим правилам и не относящейся напрямую к миру физическому, с его представлениями и понятиями.

Люди науки, как правило, в существование такой силы не верили, так как, будучи материалистами, принимали на веру лишь то, что можно доказать с научной точки зрения.

Что же такое мистика?

Неслучайно, что даже само это слово — в переводе с  греческого mysticos, таинственный, — имеет несколько толкований. Словарь Ушакова поясняет значение его значение так:

“религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром, что представляет собою нечто загадочное, непонятное и необъяснимое”.

Если же мы посмотрим словарь Даля, то здесь слово и понятие мистика представлено как некое учение о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры.

Хотя, если говорить по сути, то все эти определения  обозначают один пласт явлений, принадлежащих к невыразимому измерению, непостижимому для человека: к таинственной загадке и природе Божественного.

Что такое мистицизм и каково его определение?

Мистицизмом Даль, опять же, называет ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости. А если говорить проще — речь идет о вере в возможность непосредственного общения человека с Богом.

И, наконец, для полного прояснения картины, разберемся и со словом мистик. Что же это за персонаж? А слово мистик, опять же, с греческого, обозначает «Принадлежащий к тайнам».

Таким образом, все вариации значений этих слов и их понятий указывают нам на то, что мистика и мистицизм являются одним из важных религиозных явлений, тесно связанный с самых древних времен с реальными религиозными культами и понятием религиозности в целом.

вера

Почему люди верят в мистику?

Прежде всего, потому, что они, при всем развитии прогресса и цивилизации, по-прежнему обладают в масштабе Вселенной совершенно мизерными знаниями. Мистика ассоциируется в их сознании, прежде всего, с чем-то загадочным, необъяснимым и сверхъестественным. И потому является вещью таинственной и опасной.

Все разговоры о так называемых «чрезвычайных мистических явлениях» всегда вызывали у людей большой интерес, так как мистицизм, как правило, проявлялся для них, прежде всего, в каких-либо экстраординарных событиях, таких, например, как видения, экстаз или стигматы. Впрочем, эти явления, с точки зрения классической науки, необъяснимы до сих пор.

Видения

могут действительно иметь сверхъестественное происхождение, но, исходя из опыта и учений великих мистиков, в обычной жизни они достаточно редки. Почти всегда за них принимают обычные галлюцинации или обманы. Бред и галлюцинации обусловлены, как правило, физическим и психическим истощением, голодом, бессонницей, неустойчивостью воображения.

Экстаз

по мнению некоторых богословов, — это явление внутреннее, оно является частью нормального развития степеней мистической молитвы и представляет собой «нормальное» развитие христианской жизни. В качестве внешнего явления, если говорить об экстазе как об измененном состоянии сознания, это есть начало некого классического процесса, суть которого в постепенном полном отчуждении чувств.

Термин «экстаз» предполагает своего рода выход души из тела. Если же рассматривать эту ситуацию с точки зрения психологии, то некоторые измененные состояния сознания могут быть достигнуты в результате дестабилизации обычного состояния сознания человека.

К этому также могут привести, например, изнурительные движения, голод или жажда, лишение сна, интенсивные звуковые раздражители, сенсорная депривация, непрерывный танец, сенсорная супер-стимуляция, редко медитация или тотально многократное повторение слов или фраз (мантры).

К понятийному ряду мистических явлений относятся и стигматы.

Они состоят из спонтанного появления кровавых ран на теле человека. Как правило, такие раны появляются на руках, ногах, в левой части тела, а иногда на голове и на плечах. Эти раны могут быть видимыми или невидимыми, постоянными или периодическими, то исчезающими время от времени —  то появляющимся вновь. Их форма, размер, расположение или другие детали изменяются в зависимости от разных случайных обстоятельств. Часто они предшествуют или сопровождаются крайней физической и моральной мукой.

Первым из стигматов в религиозной истории является Франциск Ассизский, который получил их в Ла Верна, 17 сентября 1224. Явление это было очень интенсивным и до сих пор расценивается как некая оценка его святости. Стигматы на телах людей появлялись во все времена, особенно в первые века христианства. Оказывается, это явление было известно еще Аристотелю, и до сих пор оно остается с медицинской точки зрения необъяснимым.

Толкований мистических явлений, действий их героев и персонажей в человеческой истории немало. Об этом захватывающем дух и воображение разнообразии мы и намерены рассказывать вам в рубриках этого раздела.

Подробнее о мистических действах и их толкованиях читайте в нашей рубрике Ритуалы и обряды.

Автор текста: Extranorm 

Рекомендуем прочитать
Поделиться с друзьями: