Георгий Гурджиев

Георгий Иванович Гурджиев появился на исторической арене именно в один из моментов сильнейших социальных ломок и катаклизмов, — и это совершенно не случайно.

Самый загадочный из людей своего столетия

Одна из фотографий Г.И. Гурджиева

В своих трудах Гурджиев отмечал, что в истории человеческого общества случаются времена, когда «массы народа начинают непоправимо уничтожать и разрушать все то, что создавалось веками и тысячелетиями культуры»

Такие эпохи массового безумия совпадают, как считал Гурджиев, с временами начала упадка культуры и цивилизации; зачастую — с разного рода геологическими или климатическими и иными похожими явлениями планетарного характера. В результате всего этого обычно освобождается огромное количество знания. Что, соответственно, вызывает необходимость его собирать: в противном случае оно просто будет для человечества утеряно. Поэтому, как полагал Гурджиев,

Работа по собиранию рассеянной материи знания часто совпадает с началом разрушения и крушения культур и цивилизаций.

Имя Гурджиева больше известно на Западе

В Англии, Германии, Франции и потом – в США он провел в общей сложности едва ли не большую часть своей жизни. До сих пор она не вполне до конца исследована: существует даже несколько версий даты и места его рождения. Тем не менее, исследователи склоняются к тому, что родился Гурджиев в 1877 году в Армении (г. Гюмри).

Armenia_Gumri

Что же касается даты смерти — то информация об этом существует вполне конкретная: умер он в октябре 1949 г. под Парижем, во Франции (местечко Нейи-Сюр-Сен).

Желтая пресса и до сего дня говорит о Гурджиеве как о человеке-шарлатане и сомнительном сумасброде. В то же время многие серьезные ученые и мыслители нашей цивилизации признают его русским ламой, чей особый феномен сопоставим по значению и влиянию на умы людей разных эпох с такими уникальными личностями нашей цивилизации, как Апполоний Тианский (1 век н.э.), прототип доктора Фауста Гете Иоганн Фауст (1480-1540гг), Калиостро (Джузеппе Бальзамо, 1735-1784гг) и некоторыми другими выдающимися людьми всех времен и народов.

Мистик Гурджиев и его Учение во многом напрямую повлияли на ход человеческой истории — и этого, безусловно, нельзя сегодня отрицать.

Об отце Гурджиева известно, что он был греком из малой Азии,

Византия

переселенцем из Константинополя (прежде — Византии). Мать была армянкой. Фамилия Гюрджиев принадлежала тогда многим грекам, попавшим на территрию Армении из разных мест, находившихся за Кавказскими горами. В Грузии и до сих пор есть большая колония греков-переселенцев.

Интересные факты биографии

этого человека дают нам некоторое представление о его необычной и удивительной судьбе. В детстве его отец, будучи большим знатоком древнего фольклора, напел мальчику легенду о Гильгамеше.

Надо сказать, что жил Гильгамеш в XXYII – XXVI в. до н.э. и был он Пятым правителем Первой урукской династии и героем самого древнего в мире эпоса. Перейдя в мир иной, был обожествлен, а со второго тыс. до н.э. был признан судьей в загробном мире, защищающим человека от демонов.

Эпос о Гильгамеше Так повествует об этом легенда. И если вы ее прочтете — будете потрясены, обнаружив в ней факты (историю о Всемирном потопе и проч.), которые, на самом деле, случились на несколько веков раньше, чем говорит об этом библия. Легенда о Гильгамеше была выбита еще на клинописных таблицах, которые нашли в результате археологических раскопок в Ниневии, о чем сообщал научный журнал того времени.

Гурджиев, увидев позже эти сообщения, — узнал в них содержание песен своего детства. И для него как исследователя стало очевидно, что устная фольклорная традиция, существующая в мире вне зависимости от официальной науки, порою более убедительна.

Встречи Гурджиева с замечательными людьми

гюрджиев

С самого детства Георгий Гурджиев был словно взят под опеку неким высшим знанием. Его первый учитель, отец Бош, русский священнослужитель и декан кафедрального собора, считал, что для того, чтобы человек мог быть действительно человеком, а не паразитом, его образование должно неизменно основываться на следующих десяти принципах:

  1. Вера в получение наказания за неповиновение.
  2. Надежда получения награды только за заслугу.
  3. Любовь к Богу, но безразличие к святым.
  4. Угрызение совести за дурное обращение с животными.
  5. Страх огорчать родителей и учителей.
  6. Неотвращение к червям, змеям и мышам.
  7. Радость довольствоваться только тем, что имеешь.
  8. Печаль от потери доброжелательности других.
  9. Терпеливая выносливость к боли и холоду.
  10. Старание рано зарабатывать свой хлеб.

Вторым человеком, который так же сильно повлиял

на юного Гурджиева, был Богачевский или отец Эвлисий. До конца своей жизни он помогал наместнику монастыря Ессейского братства, находившегося недалеко от Мертвого моря. Именно здесь, как гласит предание, и был благословлен на свое подвижничество Иисус Христос.

Богачевский удивительным образом разделял так называемую мораль субъективную и объективную. Он считал, что мораль объективная дана нам самим Господом Богом и установлена жизнью и заповедями, пришедшими к нам от его пророков.

Объективная мораль есть основание для формирования в человеке того, что называется в нем совестью. Ею же объективная мораль, в свою очередь, и поддерживается. Объективная мораль никогда не меняется: она может лишь с течением времени расширяться.

Субъективная мораль — есть изобретение человека, и потому она является понятием относительным: для разных людей и разных мест — своя; находящаяся в зависимости от субъективного понимания добра и зла, что господствуют в тот или иной период человеческой истории.

Отец Эвлисий наказывал юному Гурджиеву жить и действовать в согласии со своим внутренним убеждением и не следовать ухищрениям “общепринятых условностей”:

Вы должны знать не то, что ваше ближайшее окружение считает хорошим или плохим, а действовать в жизни, как ваша совесть приказывает вам.

Неоспоримая совесть всегда будет знать больше, чем все книги и учителя вместе взятые. Но пока, до того, как сформируется ваша собственная совесть, живите согласно заповеди нашего учителя Иисуса Христа:

Не делайте другим то, чего вы не хотели, чтобы они делали вам.

Мы отмечаем здесь лишь людей, заложивших, можно сказать, основы в мировосприятии Гурджиева. О своих встречах со многими другими  незаурядными личностями его эпохи рассказывается в книге «Гурджиев встречи с замечательными людьми».

Кроме редких и мудрых учителей

неизгладимый отпечаток в душе Гурджиева оставили и удивительные, странные явления, свидетелем которых ему приходилось бывать. Такие, например, как исцеление паралитика в монастыре рядом с чудотворной гробницей; спасение умирающей с помощью пришедшей во сне Девы Марии и ее советов — и другие необъяснимые и загадочные ситуации, свидетелем которых оказывался пытливый юноша.

Он не мог отыскать ответы на многие вопросы, которые его волновали. Попыткой найти эти ответы было поначалу его обращение к религии. Георгий изучил Священное писание, три месяца прислуживал известному отцу Евлампию в одном из монастырей, совершал паломничества к святым местам разных вер в Закавказье, зачитывался древней литературой.

Встречи с замечательными людьми Гурджиева

Однажды, вместе с одним из своих друзей, копаясь в руинах

древней армянской столицы Ани, Гурджиев случайно наткнулся на засыпанную землей монашескую келью, где в угловой нише оказались сваленные в кучу   пергаменты с древними письменами. Это были древние свитки братства Сармунг. Позже юношам попала в руки и карта древнего Египта. Скопировав ее, они отправились в эту страну…

Побывал Гурджиев в тибетских монастырях, на горе Афон, в школе суфиев в Персии, в Бухаре и Восточном Туркестане, навещал дервишей разных орденов, отравлялся в экспедиции по странам востока: в Индию, Афганистан, Персию, Египет, Тибет…

В конце концов, исследователь изучает и объединяет всю информацию, приобретенную им за годы этих его эзотерических странствий. И он приходит к выводу, что на земле есть некое “тайное знание”, которое известно людям с древних времен, но утеряно и забыто современниками.

Четвертый путь Гурджиева: путь хитреца

Для Гурджиева было очевидно, что  в социуме европейцев наблюдается трагический разрыв таких понятий как “сущность” (человек внутренний) и “личность” (человек внешний).

Жизнь реальна только тогда, когда человек проживает ее осознанно, — считал исследователь. Он был уверен в том, что любой, получивший воспитание в нашем мире фальши и подражания, оказывается, если смотреть на это с позиции осознания своей подлинной личности, на уровне развития шестилетнего ребенка. А настоящая личность человека, подчиняя свою сущность окружающему миру, полному противоречивых причин и желаний, превращается в эдакую рабыню, в «золушку».

Перед исследователем предстала вполне, как он считал, реальная и ощутимая задача: посвятить себя делу полноценного развития человеческой сущности. Так появилось Гурджиевское учение под названием «Четвертый путь».

В своих учениях учитель и Георгий Гурджиев не просто что-то утверждал или провозглашал. Он давал своим ученикам понятные и конкретные упражнения и методы, позволявшие каждому постепенно начать осознанную работу по совершенствованию своей личности, что помогало им осуществить своеобразный рывок на пути роста и развития своей человеческой сущности. Объектом изучения и учителя, и его учеников становилось познание человека и мира, в котором мы находимся.

Что же это были за идеи, которые, будучи согласованными и взаимосвязанными, образовывали, в конечном итоге, некое единое целое? Давайте же познакомимся с некоторыми из них:

Упражнения для развития осознанности

Самовоспоминание

Возвратимся на минуту к рассказу о том, какое влияние на Гурджиева оказала Легенда о Гильгамеше, один из первых исторических свидетельств из ранней жизни человечества (ее, напомним, напевал мальчику его отец). Именно из этого эпоса-шедевра юный Гурджиев с раннего детства усвоил, что

единственное реальное и доступное человеческое впечатление — это его память, его воспоминания о своих славных делах, о поражениях и успехах. Именно эти искры самовоспоминаний мы и уносим с собою в Вечность.

Мысль эта и стала впоследствии одной из основных и наиболее важных практических идей в стройной системе взглядов учения Четвертый путь Георгия Гурджиева.

Это его убеждение неявно можно встретить в содержании самых разных мистических и эзотерических школ Востока и Запада. Суть его заключается в том, что важно вспомнить себя настоящего. Этот призыв прослеживается в самых разных трудах античных философов: в Диалогах Платона, в Эзоповых афоризмах, в работах Сократа, а также в изречении Дельфийского оракула «Познай себя».

Намеренное страдание

Четвертый Путь Гурджиева

Известно, что Георгий Гурджиев прожил весьма неспокойную жизнь, преодолев в ней огромное количество препятствий, самых разных невзгод и испытаний.

В действительности, чтобы что-то узнать, — вам нужно пройти через страдание, — говорил он, причем, — вы должны научиться страдать не так, как вы страдаете сейчас, а осознанно. В настоящее время вы не умеете страдать ни на один франк, а чтобы что-то понимать, вам нужно страдать на миллион франков.

Самонаблюдение

Гурджиев считал, что человек — это многосложное существо. Его учение называют, как уже отмечалось, Учением четвертого пути. Согласно его же собственной классификации

  • Путь Первый — это путь факира, жертвующего физическим благом ради постижения мира.
  • Путь Второй — путь монаха, обуздывающего свои страсти.
  • Третий Путь — своеобразный путь йога, способного дисциплинировать свой ум.
  • Четвертый же путь объединяет всё перечисленное, и это есть путь мага: путь максимальной человеческой осознанности, путь пробуждения человека от власти иллюзий и вечного механически-автоматического состояния.

Чтобы ученики могли усвоить принципы и идеи

этой школы, в ней использовался необычный язык: когда-то, во времена Вавилонского смешения народов, как известно, единый и универсальный для всех язык был утрачен, и Гурджиев утверждал теперь, что осталось лишь три его проекции и модификации: универсальный письменный и разговорный вариант — философия, —  сопоставимый с первым внутренним кругом или эзотерическим слоем человечества (его форма сохранилась в Индии); язык цифр и математических обозначений — наука или “мезотерический” слой, сохранившийся в Египте и на Ближнем Востоке; и язык третий, одинаковый для всех, при котором исчезают любые языковые различия в принципе — это язык практики: эзотерический ядерный слой внутреннего человечества. (Средняя Азия, Туркестан, Месопотамия).

Об этой языковой классификация знали, по-видимому, еще Моисей, Пифагор, Платон, последователи каббалы, суфизма, эзотерического христианства и некоторых других мистических учений.

Почему Четвертый путь Гурджиева — это путь хитреца?

Мы видим, что именно хитрецу, в конечном счете, открывается секрет, не известный ни факиру, ни монаху и ни йогу. А суть этого секрета в том, что 4-й путь вовсе не требует от человека пустынного уединения, не призывает его к отказу от всего того, чем живет он в обычной своей жизни.

Каким бы сложным и загадочным ни казался бы нам путь йога, например, Четвертый путь простирается намного дальше и шире всех остальных путей. Но для следования ему человек должен быть подготовлен. И эта подготовка приобретается им в его простой, обыденной жизни; должна она быть максимально серьезной и охватывать самые разные ее стороны.

Мы сможем лучше понять Учение Гурджиева

в том случае, если попытаемся прояснить для себя многие оттенки значения слова и понятия софист(греч.): суфизм по Гурджиеву или его искусный человек.

Напомним, что само слово софия изначально означает мудрость и целый ряд производных от этого слов, включая такие из них, как знание, хитрость, сметливость… Греки называли софистами Пифагора, известных философов, поэтов и мудрецов. И лишь во времена, когда жили Сократ и Платон, из-за повсеместного распространения разного рода профанических школ, которые, как это происходит и сегодня, пытались обучить молодежь искусству жизненного успеха, понятия суфизм или софист в обществе приобрели некий негативный смысл и стали синонимом понятий обманщик или шарлатан. Тем не менее, как считал Гурджиев,

искусный человек не должен позволять своему прошлому стать будущим.

Такой человек пытается капля за каплей отыскать в себе божественную искру, освобождаясь от груза ложных “я”, сковывающих его движение подобно множеству лишних одежд:

  1. Попытайся добраться до сути событий, от которых остальные люди отмахиваются, как от таинственных и загадочных.
  2. Никогда не делай чего-то только потому, что это делают другие.
  3. Никогда не думай так же, как думают другие.
  4. Доверяй только собственному виденью мира, а не тому, как видят его другие, да и собственному мнению доверяй не очень надолго.

— Это правила, которые применял Гурджиев для повышения уровня сознания человека. (Из книги “Агенты разведки” Тимоти Лири).

Учение Гурджиева — путь к себе

Главной чертой Гурджиева как учителя была, пожалуй, его неутомимая страсть и полная самоотдача в деле воспитания нового, осознанного человека.

«Нет ни англичан, ни русских, ни евреев, ни христиан, а есть только стремящиеся к общей цели: стать способным делать”, — говорил он. — И чтобы научиться реально делать вещи, просто необходимо «взять какую-либо малую вещь и забыть о больших делах: поставьте себе целью избавиться от какой-нибудь мелкой привычки».

Освобождение от механических привычек и представлений шаг за шагом дает человеку в итоге знания о том, как и почему он находился до этого в плену фантазий и наваждений. Ему становится ясно также, откуда возникают все эти псевдо-учения и мистические течения, девяносто девять процентов из которых основано всего лишь на нашем субъективном восприятии мира.

Продолжение читайте здесь (нажать)

 

Автор и создатель сайта Extranorm Pro
Задать вопрос
Рекомендуем прочитать
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Extranorm Pro необычное и паранормальное
Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector