И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек Душою живою. /Бытие.гл.2.ст.7/. —Знакома ли вам эта цитата?
Так говорится в Библии о душе. Все великие учителя и религиозные доктрины, в том числе, христианство, буддизм, иудаизм, ислам, суфизм и конфуцианство, — оставили нам на эту тему примерно одинаковое послание.
Что такое душа
Суть этого послания в общих чертах можно коротко сформулировать таким образом: вглядывайтесь внутрь себя, открывайте свое невидимое высшее ”я“, познайте Бога как любовь, которая внутри вас… Но эта концептуальная трактовка не расшифровывает в полной мере этого понятия, не дает ответа на вопрос: душа — это что?..
Пожалуй, трудно ответить на него однозначно. Ведь душу, в обычном понимании этого слова, невозможно увидеть, невозможно до нее дотронуться, невозможно измерить ее свойства, невозможно осознать ее присутствие, наконец…
Впрочем, — все это можно было утверждать еще совсем недавно, некоторое время назад. Сегодня, во времена энергий высоких частот, пришедших на нашу планету, а также во времена очень пристального внимания к этому вопросу самых разных людей, с последним выводом можно уже, пожалуй, и не согласиться. Как выглядит душа, что она несет в себе и что излучает — об этом свидетельствуют уже и серьезные ученые.
И не есть ли это та самая душа, о которой говорят все религии?..
Таким образом, даже посмотрев этот сугубо научный видеофрагмент, на вопрос, существует ли душа как факт, как явление, как субстанция, наконец, — невозможно уже не сказать вполне конкретно: да. Она существует.
Для многих людей, способных воспринимать мир на более тонких уровнях, нежели люди обычные, факт существования души никогда не вызывал сомнений. И все религии не просто об этом говорят: они выстраивают свои основные религиозные концепции, исходя именно из этого, самого основного своего постулата.
Что есть душа? Из чего она состоит, и как можно это классифицировать
Начнем с того, что само это слово имеет немало трактовок.
- Так, в переводе с греческого и старославянского оно обозначает некое сложное понятие из области философии и религии;
- Исходя из многих идеалистических, дуалистических и, опять же, религиозных рассмотрений, душа человека представляет собой некую бессмертную субстанцию, нематериальную сущность, выражающую божественную природу его личности, которая и дает начало жизни как таковой, позволяет человеку иметь ощущения, мышление, сознание, чувства и волю;
- Толковый словарь Д.Ушакова трактует слова “душа” как нематериальное жизненное начало, противоположное телу, и говорит конкретно о том, что душа это — «бесплотное существо, остающееся после смерти тела человека»;
- Можно, конечно, вспомнить еще и некоторые другие трактовки и толкования этого слова, такие, как: «совокупность психических переживаний» или «внутренний психический мир человека»…
Но, думаю, дальше перечислять не стоит. Ведь главное здесь уже сказано. И подтверждено, как мы видели, научными свидетельствами.
Как выглядит душа человека
Мы не будем сейчас повторять ставшую уже банальной известную истину о том, что душа выглядит как некий светящийся сгусток энергии — и это, опять же, доказано многочисленными примерами и опытами.
На бытовом уровне можно вспомнить, например, истории о привидениях — неприкаянных душах, обретших вид и форму прежних своих хозяев и являющихся время от времени некоторым из них…
Все эти моменты мы будем рассматривать подробно в этом разделе нашего сайта. Здесь же, во вступительной статье, нам хочется обозначить понятие душа больше с точки зрения ее значимости в нашей, человеческой, жизни. То есть — обозначить пока базовые моменты, такие как:
- Присутствие или отсутствие в человеке духовного начала;
- Как это можно определить или охарактеризовать;
- Что влечет за собою то или другое;
- Имеют ли эти понятия для нас сегодня какое-то значение?..
Поэтому — сформируем ответы на эти вопросы пока таким образом:
Все без исключения величайшие Учителя и люди, оказавшие наибольшее положительное воздействие на развитие человечества и цивилизации в целом, — были существами духовными.
Они не ограничивались присущими обычному человеку пятью чувствами. Наши духовные наставники были чудотворцами. Они пришли в мир, чтобы открыть человечеству невероятную силу, которая кроется внутри каждого из нас.
И, несмотря на то, что обычные люди, в большинстве своем, всегда были и есть — одержимы тем, что нас разделяет (войнами, построением все более мощных систем ненависти и уничтожения и проч.) — все наиболее влиятельные и уважаемые мировые учения содержат послание мира и любви.
Стать в наше время духовным существом
— это, наверное, то же самое, что стать в прежние времена чудотворцем и познать законы и тайны реальной магии. Разница между людьми, сориентированными только на мир физический, и теми, кого принято называть существами духовными, — поистине огромна. В чем же она заключается? — спросите вы.
А заключается она в их принципиально различных подходах к миру, к жизни и к своему в них присутствию.
- Обычный человек живет, исключительно доверяя лишь своим пяти чувствам. Он искренне думает, что если что-то нельзя видеть, осязать, слышать, обонять или попробовать на вкус, то этого что-то просто не существует.
- Человек духовный знает, что кроме пяти физических чувств есть и множество других видов восприятия нами этого мира: недоступных многим чувств, ощущений, обертонов и оттенков. И даже если мир во всей его полноте невозможно воспринимать, порою, нашими привычными способами, для таких людей очевидно, что наша душа не имеет пределов. Она не подчиняется правилам и законам, которые управляют физической частью Вселенной.
- Быть духовным существом — означает позволить себе быть многочувственным. Такая возможность восприятия открывает перед человеком совершенно новый мир. Как пишет в своей книге «Место души» Гари Зукав, переживания многочувственного человека не столь ограничены, как переживания человека, использующего только пять своих органов чувств.
- Недуховное существо верит, что мы во Вселенной одни. Духовное существо знает, что мы никогда не бываем в одиночестве.
Духовное существо, а проще говоря, — человек, который стремится к своему развитию, — легко примиряется с идеей иметь Учителей, наблюдателей и Божественное покровительство. Если мы верим, что мы — души с телами, а не тела с душами, та невидимая, вечная наша часть нас всегда готова прийти на помощь. Если это убеждение в вас твердо и непоколебимо, — ничто не может поставить его под сомнение, каковы бы ни были рациональные аргументы тех, кто живет исключительно ценностями мира физического.
Что делает душа?
Одни называют это интенсивной молитвой. Для других душа — это Бог, универсальный, вездесущий интеллект или некая высшая сила. Для третьих — это духовное покровительство…
Не важно, как называете это высшее «я», этого невидимого нашего помощника, вы: очевидно, что это высшее духовное начало присутствием в нас его частицы — нашей души — помогает нам справляться с этой жизнью.
Сразу хотим заметить: все, что вы сейчас читаете, для материалиста — полный вздор. Он видит мир плоско и прозрачно: мы рождаемся на Земле — у нас одна жизнь — нет никаких привидений вокруг или внутри нас — а есть лишь физическая Вселенная.
И, как правило, цель такого человека — манипулировать и управлять физическим миром. Независимо от того, осознает он это или нет.
Духовное же существо видит физический мир, прежде всего, как арену для собственного роста и обучения, имея своей целью — развитие, помощь и служение, что поднимает нас на высшие уровни любви и понимания вещей.
Интересно, что и для материалиста, впрочем, может существовать понятие Бога: на наших глазах буквально за одно десятилетие многие из тех, кто еще недавно столь яростно его отрицали, сегодня простаивают часами перед телекамерами со свечами в руках на тех или иных церковных мероприятиях, выдавливая из себя мину смирения и приятия высшей силы, в надежде не потерять свои земные блага…
Но и в этом случае, —стоит расставить некоторые точки над «i». Такого рода “возвратившиеся в лоно заблудшие овцы”, хоть они в него вроде как и возвратились, но:
принимают они существование верховного существа или Бога не как универсальную силу, находящуюся внутри нас, а как некую отдельную власть, которая когда-то призовет нас к ответу. Они не осознают помощи со стороны высшего «я», пока не переживут свой собственный непосредственный опыт божественного присутствия, вроде того, что пережили св. Павел или св. Франциск Ассизский.
Материалистическое понимание души
Материалист фокусируется на внешней силе. Духовное существо фокусируется на внутренней крепости.
Внешняя сила концентрируется в доминировании над физическим миром и в управлении им. Это сила войны и военной мощи, сила законов и организации, сила бизнеса и биржевых игр. Это возможность управлять всем, что является внешним по отношению к нашему внутреннему «я».
Человек духовный фокусируется в жизни на том, чтобы укрепить себя и других постижением все более высоких уровней познания, расширением своего сознания и, как следствие, — переходом на новые уровни достижений. Использование силы в отношении другого человека для духовного существа недопустимо. Он не заинтересован в накоплении власти, он стремится жить в гармонии с миром и с самим собой и помогает достичь этого другим.
Духовность — это сила любви, которая не судит других. В такого рода силе нет места враждебности или злобе. Знать, что можно сосуществовать с другими людьми, имеющими иные взгляды, и не нуждаться в контроле над ними — вот истинная крепость.
Силы души
Духовному существу знакома огромная сила, которая приходит со способностью управлять физическим миром посредством любви и разума. Миролюбивый разум, не нацеленный на принесение вреда другим, — сильнее любой физической силы во Вселенной. Достаточно вспомнить, что вся философия айкидо и восточных боевых искусств, например, основывается отнюдь не на силе внешней, а на единении с внешней энергией с целью устранения угрозы.
Крепость — это внутренняя радость от осознания того, что для того, чтобы быть в гармонии с собой, внешняя сила не нужна.
Существо же бездуховное иного пути не знает. Ему нужно быть постоянно готовым к войне. Несмотря на то, что все духовные наставники, которым материалисты часто присягают на словах, возражают против такого использования силы, люди, не имеющие внутри себя душевную опору, просто не видят другой альтернативы.
Когда у вас нет необходимости доминировать над другими, приобретать все большую собственность или контролировать то, что окружает вас, вы перемещаете фокус своего внимания с внешней силы на внутреннюю крепость. И вы обнаруживаете при этом, что такой подход ни в коей мере не делает вас беспомощной жертвой в глазах других людей. Совсем наоборот: вы обнаруживаете вдруг, что даже и не воспринимаете теперь уже других как возможных обидчиков. Вы будете рассеивать подобные угрозы, и вам даже не придется с ними столкнуться. Кроме того, отсутствие потребности с вашей стороны доказывать, насколько вы сильны, даст вам возможность укреплять других.
Вы ничего не будете требовать от других. И не потому, что вы горды или всемогущи, а потому, что вы озарены внутренним светом. Достигнув той стадии, где вы отдаете, вы настроитесь на свое предназначение и затем достигнете той точки, где сможете стать чудотворцем. Это и есть способ духовного бытия. И только когда вы откажетесь от потребности во внешней силе и настроитесь на предназначение вашей души, вы будете готовы к реальной магии.
Вне духовности человек чувствует себя отделенным и отличным от всех других, живущих изолированно. Духовное существо осознает свою связь с другими людьми и способно видеть полноту Бога в каждом человеке.
Взаимосвязанность означает устранение конфликта и конфронтации. Осознание того, что та самая невидимая сила, которая пронизывает его, наполняет и всех остальных, позволяет Духовному существу искренне следовать золотому правилу жизни:
Относись к другим так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.
Душа с научной точки зрения
Исследование на субатомных квантовых уровнях обнаруживают невидимую связь между всеми частицами и всеми особями каждого вида живущих на земле существ. Это единство доказывается замечательными научными открытиями. Они показывают, что физическое расстояние, которое мы считаем пустым пространством, не исключает наличия связи между нами через невидимые силы.
Очевидно, что существуют связи между нашими мыслями и нашими действиями. Мы не отрицаем этого, даже несмотря на то, что такая связь неподвластна нашим органам чувств. Человек духовный осознает, что всеми этими невидимыми нитями мы соединены с другими людьми: поэтому он относится к другим так, как если бы они были частью его самого.
Те, в ком духовное начало неразвито, верят исключительно в причинно-следственную интерпретацию жизни. Они живут исключительно в физическом мире, где правят причина и следствие. Духовное существо знает, что есть высшая сила, которая действует во Вселенной вне причины и следствия.
И это его знание переступает и через физику Ньютона, и через закон действия и противодействия. Потому что для такого человека очевидно, что мысли исходят из ничего, и что в состоянии сна (занимающем треть нашей физической жизни), где мы находимся в чистой мысли, причина и следствие не играют какой-либо особой роли. Во сне вам в одно мгновение может быть сорок лет, а в следующее — двадцать, вы можете сесть в машину и улететь в дом своего детства.
”Я не знаю, как различить бодрствование и сновидения. Ведь мы всегда живем той жизнью, которую воображаем для себя». — Торо
Таким образом, духовное существо знает, что мысли не поддаются законам классической физики, и что именно в своих мыслях мы и создаем свою реальность.
Некоторые наблюдения о психологии души
Наши мысли и убеждения есть чудеса в себе. Они — наши единственные инструменты, данные нам для освоения этого физического мира. Наши мысли отвергают причинно-следственную логику, поскольку они исходят из видимого ничто, поэтому наша способность к чудотворству тоже рождается из этого Божественного ничто… Если вы нуждаетесь в причинно-следственном объяснении, значит, вы неспособны войти в мир реальной магии.
Подобно тому, как звуки, которые мы издаем, рождаются из молчаливой пустоты, как мысли рождаются из ничего, так и наша способность к чудесам является силой, исходящей из молчаливой пустоты нашего истинного бытия. Недуховное существо мотивируется свершениями, достижениями и приобретениями. Духовное существо мотивируется этикой, безмятежностью и качеством жизни.
И все же, подобные размышления могут вызвать, пожалуй, у некоторых людей чувство несогласия и некоего внутреннего противодействия. Судите сами: мир вокруг нас в последнее время буквально одержим идеей развития и приобретения самых разных знаний: разве это не говорит о просыпающейся в людях духовности?..
Очевидно, что цель спорта — состязание. Успех в нем измеряется такими внешними ярлыками как общественное положение, звания, банковские счета и награды. Нередко человек фокусируется на приобретении знаний с единственной целью: получить как можно больше высших степеней отличия, продвинуться в карьере, приумножить свое богатство…
И хотя все перечисленное и составляет значительную часть нашей культуры, и этим, в принципе, необязательно совершенно пренебрегать — все мы живем в социуме и реальном мире… И все же: все это не является фокусом жизни для духовного человека.
Для того, кто уже познал преимущества и безграничные возможности пути духовного, подлинный успех заключается, прежде всего, — в настройке на свое предназначение, которое не измеряется достижениями или приобретениями внешнего порядка, определяемых социумом.
Человек духовный знает
что эти внешние вещи имеются в его жизни в достаточных количествах и что все это является результатом всего лишь его осмысленной жизни.
Чтобы стать духовным существом, необязательно быть святым, помогающим нищим. Нужно просто знать, что в жизни есть нечто гораздо большее, чем достижения и приобретения, и что жизнь измеряется не тем, что накоплено, а тем, что отдано другим.
Духовный человек знает, что он родился здесь ни с чем — и умрет так же. Поэтому все, что он может делать в этим мире полезного, — это лишь отдавать то, что имеет в это метафизическое мгновение, называемое его жизнью.
Под словом “отдавать” мы вовсе не подразумеваем банальную его трактовку, типа необходимость раздеться догола, в надежде, что тот, кто получит вашу одежду, станет от этого счастливее. Отдавать в нашем понимании — это жить этично, по совести, осознавая свое духовное предназначение. Генерировать в результате своей жизни энергию созидательную, а не разрушительную. И это наибольшее, что вы можете сделать и для окружающего мира, и находящихся рядом с вами людей.
Продолжение темы читайте в рубрике Душевные подробности.