Филон Александрийский

— богослов и религиозный мыслитель. Филон Иудей или Филон Иудейский, — так еще называли этого человека. Причина в том, что Филон Александрийский, — как официально упоминается его имя в исторических и религиозных справочниках, — был представителем еврейского Эллинизма. Но, как ни странно, своими собратьями по вере он был отвергнут, зато был принят и по достоинству оценен христианами.

Биография Филона или нет пророка в своем Отечестве

Филон Александрийский

До наших времен о подробностях жизни Филона Александрийского дошло не так уж много сведений. Известно, что родился он примерно в 20-м году до Рождества Христова в Александрии в семье еврейских жрецов. Умер примерно в 50-м году, уже после Рождества Христова. Интересно, что его племянник, сын брата – богатого римского гражданина, отрекся от иудейской веры и «совсем оримлянился», что очень огорчало дядю.

Возможно, он огорчался бы меньше, если бы мог заглянуть в свое собственное будущее и увидеть заранее, что  представители его исконной веры так же отрекутся впоследствии и от его собственной философии.

Тем не менее, Филон был, как сказали бы сейчас, ответственным иудеем и даже участвовал в совместной поездке представителей еврейской общественности к императору Калигуле. Суть обращения к правителю состояла в просьбе евреев защитить их от угнетений со стороны греков, проживавших в Александрии и окрестностях. Это событие как раз является исторически подтвержденным фактом, в отличие от множества сведений о моментах жизни Филона, которые растворились в веках.

Учение Филона

О жизни Филона

Как известно, Александрия была в те времена центром эллинизма. И Филон интерпретировал учения Библии, основываясь на том, как истолковывала ее палестинская (иудаистская) традиция, а также греческая мифология. Впоследствии этот религиозный мыслитель заслужил признание в веках, так как провел титаническую работу, создавая систему обоснования христовой веры и в целом христианства. Это при том, что сам он получил, как мы уже отмечали, эллинское воспитание.

Христиане, в отличие от иудеев, вняли его учению и приняли его как философию и религиозное толкование, сохраняя для потомков его основы и переписывая время от времени рассыпавшиеся рукописи. Ведь по сути, Филон перевел Моисеево Пятикнижие на язык философии древних греков, то есть сделал тем самым понятным для современников иудейское Священное писание. С этим как раз и не согласились его соплеменники, для которых позиция буквального толкования библейского текста была важнее его широкого понимания. Так, по крайней мере, трактует эту ситуацию научная литература.

Философия Филона Александрийского

учение филона

Надо сказать, что для философской системы, созданной этим религиозным мыслителем, характерна некоторая, мы бы сказали, пестрота. Она интересна и полна аллегорий. Например, вот некоторые его слова из трактата “О пьянстве”:

«Мы все – как пьяные. Пьяный, как правило, не понимает, что он пьян, – он думает, что трезв, что он в своем уме и прекрасно может судить обо всем. Вот и мы такие же: мы думаем, что прекрасно всё понимаем, судим обо всём, а на самом деле мы как пьяные, по сравнению с Богом».

Филон-философ в чем-то напоминает Платона: их суждения основывались на схожих принципах познания мира. Так, в своей интерпретации Библии он отмечал, что человек должен стойко переносить все тяготы, и это поможет ему в дальнейшем приблизиться к создателю. Оба придавали непереоценимое значение духовному развитию и ставили его на первое место, по сравнению с плотскими радостями.

Моисеевы законы в трактовке Филона Александрийского

моисеевы законы по филону

Законы Моисея трактуются Филоном Александрийским как великая ценность в плане понимания для себя сути духовного и морального, а также в смысле их поучительного влияния на воспитание человека. При том, что он, опять же, применяет в своих объяснениях и толкованиях множество аллегорий.

Убьем не соседа, но сборище ощущений

так он разделяет понятия плоти и духа во фрагментах библейских сюжетов. То есть, все сцены, где Священное писание Ветхого завета демонстрирует нам моменты неоправданной жестокости или странных, на наш сегодняшний взгляд, взаимоотношений библейских персонажей, Филон объясняет просто: это не реальные взаимоотношения меду людьми: это аллегории. На самом деле речь идет о взаимоотношениях между духом и плотью – даже если и те, и другие носят имена людей.

Неоплатонизм по Филону

божественное начало

В своем неоплатонизме Филон Александрийский дополняет Платона и тем, что выделяет еще одну ступень в этапах человеческого бытия. От мира философских идей он переходит к миру Бога и Божественного начала. Мистическая же его философия заключается в признании лишь двух существующих параллельных реальностей:

  1. Бог – как создатель всего живого на Земле, непознаваемое по своей сущности высшее существо;
  2. Душа – бессмертная частичка человека, продолжающая существование после смерти своей земной оболочки.

Патристика — совокупность разного рода учений христианских мыслителей того времени, также разделяла такую трактовку Филоном Александрийским Библии и христианской религии в целом. Практически все выдающиеся религиозные умы его эпохи находились под влиянием его учения.



Основные идеи Филона Александрийского

Были заложены и в его Учении о Логосе. Господствующей над остальными Божественными силами, согласно Логоса, считается Слово. Оно есть:

  1. Посредник между Божественными силами и Землей;
  2. Душа, которая не может существовать без Божественных сил;
  3. Энергия Божества.

Основным принципом жизни Филон называет премудрость. Постичь премудрость считается высшим достижением для любого живущего и в то же время — невозможной задачей. Поэтому Логос для Филона нечто вроде посредника и ходатая перед Богом за людей. Человек есть великолепный отпечаток божественного начала, считал философ, ибо Он «сделал человека по образу Бога». (Бытие 1:27).

С точки зрения Филона Иудейского, по отношению к мирозданию Логос – наивысшая сила, от которой зависит все происходящее. Для души человека Логос — источник энергии, и даже самая мелкая ее часть равна по силе всей энергии в совокупности. Эта энергия и питает собой человеческую душу, освещая ей путь и указывая истину.

О сотворении мира согласно Моисею

О сотворении мира и религии

Моисей выбрал единственный закон: закон природы. Так считал Филон. Моисей принял закон, созвучный с Миром, отвергая искажение фактов и разного рода субъективные привязки и обстоятельства. Сознание людей еще не было готово к этим правилам…

Согласно Моисею, мир был сотворен за шесть дней: необходимо было соблюдать порядок: так устроено мироздание. Особое значение в нем имеет первый день создания мира. И носит он имя не единица и не первый, а единый, ибо он — выше всех остальных дней. В основе главной идеи здесь заложен смысл подражания: ведь невозможно подражать чему-либо без образца.

Создание мира происходило в течение шести дней:

  • Единый день, он же первый, в котором отображено начало порядка, исчисления и зарождения всего.
  • Второй день – создание неба, как пространства имеющего три измерения. Это первое видимое, что было создано.
  • На третий день произошло отделение земли от воды, произрастание растений с зачатками плодов, дающих начало всему живому.
  • На четвертый день создалось время и его осознание, зародились законы движения небесных тел и были зажжены небесные светила. Все было готово к приходу человечества.
  • Пятый день ознаменовался созданием крылатых и ползающих. Заложена последовательность создания существ живых, ведущих к приходу человека, наделенного разумом отличным от всех иных тварей.
  • На шестой день был создан человек.

Образ Бога не следует трактовать как некого, имеющего внешние черты, но как разум, — пожалуй, нужно.

Последним Бог сотворил человека неспроста: первопричиной была необходимость подготовить все к приходу его на Землю. И второй причиной – показать потомкам рода человеческого, какой могла бы быть их жизнь, не утрать они свой первозданный облик и не изменив предназначению. — Вот такие основополагающие понятия, среди прочих убеждений и утверждений, заложены в интерпретациях Филона Александрийского.

Смертным человек считается лишь из соображений мирских, т.е. по своему земному телу. А вот разум человека – бессмертен, так как исходит он от души человеческой, вдохнувшейся Богом. Тело же человека является неким подобием храма, вместилища для бессмертной души. И рождается тело из самой чистой частички земли.



Экзегетический метод

ветхий завет

Согласно этому методу, что в переводе с греческого означает изложение, истолкование, — Филон трактует Ветхий завет как источник всякой истины, существующей во Вселенной. Мнение же, изложенные в Библии, следует воспринимать как нечто, на чем есть отпечаток Божественной силы и Слова. И особую роль среди пророков, высказывавшихся от имени Божьего, Филон отдает Моисею как первому, кому стали известны переданные Богом таинства Бытия.

По мнению Филона, даже греческие мыслители заимствовали мудрость, дарованную Богом и изложенную в Библии. Философ расценивает сказанное в Библии двояко, считая, что не все в ней нужно воспринимать буквально, больше склоняясь в сторону аллегорического. Этот метод восприятия он ставил выше в плане сложности осознания, считая, что постичь его смысл под силу лишь действительно избранным.

Их, этих самых избранных, Филон и ищет в своих трудах, ибо лишь они способны уловить ход его мыслей и изложенные им трактовки. Перевод Библии не может быть дословным: это противоречит самой природе Божественного существа, унижая его и приводя к противоречивости понимания изложенного в этой Священной книге.

Закат учения Филона Александрийского

живое учение Филона Александрийского

Несмотря на то, что Филон Александрийский был иудеем, его учение и труды все же нельзя назвать полностью иудейскими: их корни исходят из греческой философии. Применяемый им стоический метод давал возможность оставаться на почве иудаизма, позволяя ему интерпретировать в аллегорической форме содержимое Библии.

Что же касается самого метода, то можно сказать следующее: никто до Филона им не пользовался. И, к слову, достаточно скоро после смерти его исчез и сам этот метод как практика. Но он остался и дошел до наших дней: как философия, способ особого видения и понимания сути вещей.

Автор и создатель сайта Extranorm Pro
Задать вопрос

 

Рекомендуем прочитать
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Extranorm Pro необычное и паранормальное
Комментарии: 5
  1. Юрий

    Материал, конечно, интересный, но почему-то в нем не нашлось места, описывающего Филона не только, как выдающегося философа, но и как великого историка того времени. Ведь в своих трудах он описывал очень важные исторические события, а также исторические портреты своих современников. В частности, он интересно рассказывал о прокураторе Иудеи Понтии Пилате. В разных источниках встречаются противоречивые сведения об этом и хотелось бы получить достоверную информацию на эту тему!

  2. Владислав

    Для меня Филон Александрийский является одним из самых интересных и умных людей того времени. Мне очень близки его мысли и мне кажется что в них есть что-то важное и для людей нашего времени.

    1. Наталья Громова (автор)

      Точно. Согласна, Владислав. Спасибо за коммент!

  3. Саша

    Филон Александрийский является тем человеком, которого хочется слушать и верить в то, что он говорит. Очень интересное мышление, причем не пустые слова.

    1. Наталья Громова (автор)

      Верно, Саша. Спасибо за коммент! Вообще, должна заметить, читая высказывания этих людей начинаешь замечать, насколько обмельчало наше современное человечество…

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: