Великая схизма 1054 года или раскол и разделение единой христианской церкви

Великая схизма католической и православной церквей есть разделение единой христианской церкви на два враждующих лагеря: Западный и Восточный. И каждый из них, по сути, провозгласил свою собственную христианскую веру: со своими законами и атрибутами. Так, 1054 год стал для верующих христиан годом Великого раскола.

Что такое схизма: понятие и происхождение слова

великая схизма

Понятие схизмы объясняет и трактует сам древнегреческий язык, и определение его звучит следующим образом: разделение, расщепление, раскол или, по-простому говоря — распря. И все это касается, в случае со схизмой, не просто каких-то бытовых человеческих недопониманий, что встречаются время от времени в нашей жизни.

Здесь же поссорились не просто Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем на несколько дней, а, в итоге, — сам отлученный от церкви константинопольский патриарх с представителем Римского папы кардиналом Гумбертом, предав, по сути, друг друга анафеме — и сразу на несколько веков.

Исторических персонажей этих давно уже нет на свете, а вот великий раскол христианской церкви существует и поныне. И вместо одного христианского мира их с тех пор существует два: западный католический и восточный православный.

Разногласия между восточной и западной церквями до великого раскола

апостол Павел

Расколы в христианской церкви — события отнюдь не исключительные. Они происходили и до так называемого Великого раскола 1054 года, исподволь готовя, тем самым, почву для последнего и окончательного ее разделения и расщепления, можно сказать, задолго и основательно.

Еще в давние времена начала христианства предостерегал апостол Павел самых первых представителей христианской веры от тех или иных между собою распрей. А распри  имели место быть здесь с самого начала. И это при том, что в древнем Риме вплоть до 4-го века христианство считали опасной ересью.

Появлялись распри между церквями как в результате разного рода столкновений и несовместимостей взглядов, так и вследствие разных трактовок церковных догм религиозными владыками еще на заре становления христианской церкви.

Предыстория Великой схизмы

разногласия

Так, 35 лет длилась так называемая Акакианская схизма (484-519 гг), возникшая по причине религиозных разночтений Энотикона, особого вероисповедального послания, которое византийский император Зенон направил верующим с призывом объединиться и перестать конфликтовать. Однако, некоторые лица мыслили несогласно с упомянутыми в Энотиконе отцами…

Далее, с 863 до 867-го года длилась следующая, Фотиева схизма между Римским папством и патриархией Константинополя, возникшая вследствие неоднозначной трактовки законности вступления на престол патриарха Фотия…

А когда из всеми гонимой секты христианская церковь стала превращаться в богатую и процветающую религиозную систему, разногласия между ее прихожанами не только не сошли на нет, а лишь многократно умножились.

Великий раскол христианской церкви и отличия православия от католицизма

раскол

Как известно, православная и католическая церкви — представители двух одноименных ветвей единой христианской религии. И те, другие одинаково верят в Иисуса Христа и многое, в принципе, здесь одинаково, но — далеко не все.

Каждая из этих церквей представляет собою отдельную конфессию. Конфессия в переводе с латинского confession обозначает исповедание. А точнее, — его особенности в пределах того или иного вероучения. Вот и получается, что католичество и православие представляют разные конфессии.

Православная или ортодоксальная церковь (ортодоксия, в переводе с греческого — правоверие, или правильное учение) утверждала, что церковная глава — есть исключительно Иисус Христос, и светская власть с церковной не пересекаются, причем светская при этом считается выше, чем церковная.

Что же касается власти и влияния на жизнь католиков папы Римского, то оно как раз всегда было гораздо сильнее и значимее в жизни светской. Иисуса Христа католицизм ( в переводе с латинского вселенский или всеобщий ) представляет как невидимого главу церкви, а видимый ее глава — и есть папа Римский.

Являясь, таким образом, наместником Бога на земле, Римский папа, по мнению католиков, безгрешен. (В чем, как показывает история, могут возникать большие сомнения…)

Причины Великого раскола

причины великого раскола

Таким образом, причины Великой западной схизмы 1054 года или, простыми словами, ее раскола, накапливались и разъедали христианство на протяжении нескольких предыдущих веков вплоть до 11-го века. Тогда, собственно, и произошло окончательное разделение единой веры на католическую, сформированную западной цивилизацией во главе с Римом, и православную, зародившуюся в восточной Византии.

И несмотря на то, что за период внедрения христианства в языческий мир и так было пролито немало крови, это не удержало власть имущих церковнослужителей от вражды, краха и распада единой выстроенной системы.

Политический фактор раскола

Римскую империю уже с третьего века фактически нельзя было считать единым государством, так как в нем, к тому времени, уже появились его Восточная и Западная части.

Дальше, когда в восточной части империи зародился Константинополь, разногласия усилились, так как император Константин Великий и римские епископы не желали делить власть над своими территориями ни с кем.

Существование в Константинополе своих патриархов было своеобразным бельмом в глазу епископов: папы Римские не желали смешиваться с византийскими иерархами и хотели быть единственным церковным авторитетом в христианском мире.

Не заставил себя ждать и скандальный прецедент: во время своего коронования король франков Карл Великий был провозглашен императором Рима и стал считаться равным по могуществу византийским императорам.Те же не признали такую коронацию, увидев в этом решении ущемление своих прав и своего влияния.

В результате византийцы стали считать Карла Великого захватчиком, а его коронование — началом имперского раскола в Риме.

Культурные расхождения

различия языков

Как обычно происходит в таких случаях, расколы в государствах начинаются и с языка, на котором говорит (или говорило прежде) население. Так, на востоке Римской империи в ходу был язык греческий, в западной ее части говорили на латыни.

Тем не менее, во времена апостолов и тот, и другой язык использовались в едином тогда еще Риме параллельно — и проблем с этим не возникало: граждане понимали оба языка. Теперь же возникло языковое разделение, и обе части империи практически перестали понимать друг друга. (Вам это ничего не напоминает?..)

Ну и, как следствие такого языкового разделения, на основе разных языков в едином некогда государстве стали формироваться различные, теперь уже, культуры:

  • В восточной части больше почитали святых отцов эпохи Вселенских соборов: Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Григория Богослова и Василия Великого.
  • В западной изучались работы в основном, Августина Блаженного, почти не известного в Византийской части Рима.

Объяснялось это еще и тем, что для восприятия необразованными варварами, принявшими христианскую веру, витиеватые восточные богословские рассуждения были сложноваты…

Экклезиологический или церковный фактор

церковный фактор

В результате всех этих разновекторных путей развития видоизменялись и сами общецерковные учения. Папская западная доктрина не разделяла византийских патриархальных настроений: Римский папа становился богоизбранным настоятелем мирового христианства, в то время как Патриарх Византии уже в четвертом веке присвоил себе этот титул, став патриархом Вселенского масштаба.

Словом, «меряний степенью влиятельности и достоинствами» с обеих сторон было еще немало.

В итоге западная церковь стала считаться абсолютной монархией Римского папы, в то время как восточная стояла за соборное церковное управление и до сих пор на это опирается. В этом и по сей день состоит основное разногласие между католицизмом и православием.

Богословский фактор расхождений во взглядах церквей

богословский фактор

Возникли разногласия между церквями и в понимании сути Святого Духа: эту тему провозгласил Никейский собор в своем Символе Веры. Византийцы рассматривали происхождение духа Святого от Бога Отца, западники — от Бога Отца и Сына.

Это при том, что основанный на Священном Писании Символ Веры неоспорим и его изменения недопустимы. Скорее всего, новая формулировка с добавлением Сына появилась в период арианской ереси, но скоро она вошла в общую церковную практику католиков.

С этим не могло согласиться прочтение Символа Веры у православных, потому что:

Самоличную — без решения Вселенского собора — замену понятий (формулировка Филиокве «от Сына»)  в священном Символе Веры западными христианами восточные посчитали преступлением против братьев по вере.

Различия в православных и католических обрядах

католический храм

  • Католические обряды позволяют прихожанам удобно разместиться на скамейках и слушать католическую мессу, в то время как православная литургия требует от присутствующих стоять: никакие скамейки или лавочки в храме не предусмотрены;
  • Православным крестным знамением осеняют себя верующие справа налево, католическое крещение — слева направо;
  • Священники православной церкви выступают в своих речах от имени Бога, католической — от своего собственного имени;
  • Православные храмы отличаются от католических преувеличенной пышностью и роскошью, в них большое количество икон и свеч: их используют верующие в течение богослужений и молитв.
  • Верующие католики не ставят за себя свечи, считая это пережитком язычества. У них в храмах преобладают скульптуры, обстановка более сдержанная и, я бы сказала, сурово-величественная.

Важно еще отметить, что обе церкви живут по разным календарям. Юлианский календарь используют православные, григорианский — католики. Отсюда и разные даты единых христианских праздников.

Что касается самих священнослужителей, то и здесь существуют различия в том, что для них допустимо, а что — нет. Католическое духовенство не имеет права вступать в брак и у них существует традиция безбрачия (целибат).

Православным, в этом отношении, повезло больше: обычные священники могут вступать в браки так же, как и простые миряне: безбрачие распространяется в православии только на представителей так называемого черного духовенства, то есть, монахов. Не могут также создавать семью и священники, которые приняли сан до того, как произошел обряд их пострига.

Есть и еще интересные различия между православной и католической церковью

индульгенция

Ими являются пресловутые индульгенции: возможность освободиться от грехов в случае, если грешник раскаялся или купил такое право за деньги.

Традиция католицизма предполагала возможность такие индульгенции, избавляющие человека от грехов, просто-напросто продавать. (Интересная особенность практичного западного менталитета).

Однако, такая практика, продолжавшаяся вплоть до 1567-го года, привела к тому, что сильно возросло недовольство со стороны верующих, так как было очевидно, что святые отцы злоупотребляли этим возвышенным правом.

В результате Пием Пятым продажа индульгенций за деньги была запрещена, но Руководство по индульгенциям и его последнее дополнение от 1999 года, в принципе, освобождение от грехов с помощью этого инструмента позволяет, но уже не за деньги, а за очень искреннее раскаяние.

Папские амбиции и последний повод для раскола

папские амбиции

Итак, возвращаясь к началу нашего повествования, напомню, что окончательным этим поводом  стал конфликт между первосвященниками: Римским, папой Львом Девятым и Византийским: патриархом Константинополя Михаилом Керулларием.

Папа настаивал на том, что Римская кафедра первостепенна и ее следует безропотно почитать как мать. Однако, Михаил так не считал, полагая, что кафедра Константинополя имеет отнюдь не меньшее значение. С этого всё и началось. А точнее, — этим всё и закончилось.

По весне 1054г. кардинал Гумберт, прибывший в качестве посла в Константинополь из Рима, не смог справиться с возложенной на него миссией. (А в нее как раз одним из пунктов входило примирение с Михаилом).

Его необузданный нрав и некоторая, как свидетельствуют от этом источники,  наглость привели к тому, что высокие особы рассорились окончательно.

Результаты и последствия

софийский собор

В июле 1054 г. представители Римской церкви прошли в алтарь Софийского собора и начали обличать священного патриарха Михаила в неправедности прямо во время его богослужения. А после заявили о том, что восточный патриарх отлучается от церкви вместе со своими приверженцами, обвинив того, по ходу, еще и в ереси.

Патриарх онемел от изумления. Присутствовавший при этом народ тоже не сразу оправился от потрясения, но, придя в себя, поддержал своего владыку. Поднялись сильные волнения, и представителям Рима пришлось срочно покинуть Константинополь.

В свою очередь, Керулларий также вскоре созвал свой Собор, где предал анафеме папских сторонников. Так произошла Великая схизма.

Вот уж воистину: Запад есть Запад — Восток есть Восток: им вместе не быть никогда.

Соответственно, восточные патриархаты остались с Византией, западные с Римом. С тех пор церковь восточная стала именоваться православной, западная — католической.

Великий западный раскол

византия

Хотя к тому времени всё, что могло было расколото, было уже расколото, стоит вспомнить и еще об одной схизме, раз уж мы посвятили статью этому не вполне привычному для нас слову.

Не менее великий, но уже исключительно западный раскол произошел, в свою очередь, после того, как умер папа Римский Григорий XI, и продолжался он в самой западной церкви с 1378 по 1417 год. Истинными или настоящими папами объявили себя тогда сразу три претендента на этот высокий пост.

Их взаимоотношения были сложными, противоречивыми и продолжающимися, как мы видим, также не один год. Мы не будем сейчас подробно анализировать все эти дела давно ушедших дней. Обозначим лишь факт религиозных распрей владык едва ли не основной причиной всех этих Великих и невеликих схизм. Что привело, в целом, к разделению двух, близких по сути, но теперь уже таких далеких по содержанию христианских церквей.

Да, человеческий фактор в истории еще никто не отменял…

И еще о церковных расколах и разногласиях:

Автор и создатель сайта Extranorm Pro
Задать вопрос
Рекомендуем прочитать
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Extranorm Pro необычное и паранормальное
Комментарии: 2
  1. Александр

    Спасибо большое автору за статью! Всегда хотелось разобраться с этим вопросом… Наконец, благодаря вашей информации, картина начала проясняться) Действительно, интересно: как одна религия могла не удержать своих позиций и расслоиться на несколько разных церквей… Но Бог-то один… Чего зря копья ломать? :roll:

    1. Наталья Громова (автор)

      Благодарю, Александр, за Ваш комментарий! Да, действительно, тема эта неоднозначная: мне тоже хотелось, наконец, в ней разобраться. Надеюсь, статья помогла в этом и Вам. Что касается того, что Бог один — тоже так думаю, но проблема, как мне кажется, в том, что он-то один, а людей много. И слишком многие хотят и хотели во все времена быть истиной в последней инстанции… Эго человеческое неистребимо…

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: