Неоплатонизм ─ это идеалистическое течение, представляющее собой последний и довольно длительный этап поздней античной философии. Оно характерно тем, что внимание человека в этом учении перенесено с его внешней жизни на жизнь внутреннюю, что позволило людям осознать свою божественную природу и принадлежность.
- Основоположник христианского неоплатонизма
- Модель неоплатонизма по Плотину
- Неоплатонизм в философии и его основные идеи
- Разновидности и этапы развития учения
- Афинский неоплатонизм
- Флорентийский неоплатонизм
- Русская школа неоплатонизма
- Зороастризм
- Неоплатонизм и христианство
- Онтология и троическое богословие
- Три источника и три составные части неоплатонизма
- Единое Благо в неоплатонизме
- Ум в теории неоплатоников
- Мировая душа — творение мирового разума
- Неоплатонизм — закат эпохи эллинизма
Основоположник христианского неоплатонизма
Неоплатонизм как философское направление возник в III-IV веках на территории Восточной Римской империи. Основатель неоплатонизма — Аммоний Саккас. Интересно, что такое прозвище этот человек получил, работая обычным грузчиком в Александрийском морском порту, и слово сааккас обозначало там слово “мешок”…
Впрочем, упоминания об Аммонии, согласно другим источникам, связаны и с другим греческим словом: Теодидактос. И в этом случае оно переводится уже как наученный Богом. Дистанция, как говорится, — огромного размера… Но дело даже не в этом. Интересен тот факт, что Аммоний, выходец из бедной семьи и воспитанный во христианстве, после знакомства с философией древней Греции от христианства отказался, став последователем языческой философии. Именно он первым и начал объединять идеи Платона и Аристотеля.
Мыслитель не оставил после себя письменных трудов, и его учение впоследствии обнародовал его ученик, римский философ Плотин, который и разработал основные теоретические постулаты неоплатонизма. Египтянин, воспитанный в греческой культуре, Плотин одиннадцать лет учился у Саккаса в Александрии, а затем изучал индийскую и персидскую философию.
Началом становления философии неоплатонизма принято считать 244 год, когда Плотин переехал в Рим и открыл свою школу.
Модель неоплатонизма по Плотину
В своих работах Плотин дал чёткий систематизированный анализ платоновской диалектической триады: Единое, Ум и Душа. Согласно его учению, во главе иерархии бытия стоит сверхсущее Единое, Абсолют, или Благо, невыразимое, неделимое и вечное. Оно выше всяких категорий, не доступно познанию и осмыслению, но именно оно — источник познания и бытия.
Единое ни от чего не зависит, но всё прочее существование зависит от него. Оно создаёт всё в мире, двигаясь сверху вниз. В результате эманации (излияния) Единого появляется мировой Ум, познающий и познаваемый, внутри которого существуют идеи. Затем Ум порождает мировую Душу, и только потом возникает материя, самая грубая часть мироздания.
И Каждый последующий уровень мироздания всё меньше, по сравнению с предыдущим, наполнен благом, а материя лишена его полностью. А чувственно воспринимаемый материальный космос есть последний тип бытия.
Таким образом, мироздание, — считал Плотин, — есть процесс нисхождения и деградации. Однако, существует и обратный путь: восхождения или экстаза. Душа имеет возможность возвратиться к своему источнику, лишь пройдя путь эволюции и очистившись.
Человеческая душа иерархична, она состоит из двух ипостасей. Низшей душе принадлежит грех, она неразделима с телом и с ним вместе потом и исчезает. А высшей, отделимой от тела душе, свойственна способность мышления и возможность соединиться с Абсолютом.
Неоплатонизм в философии и его основные идеи
Неоплатоники соединили идею Платона о нематериальности души и идею Аристотеля о космическом уме, при помощи которого создаётся всё во Вселенной. Для заполнения разрыва между непознаваемым Единым и познаваемым Умом использовалось учение о числах пифагорейцев.
Характерными чертами неоплатонизма являются учения о Едином первоначале, иерархически устроенном мире, об эманации, восхождении души к истоку, стремлении к духовным высотам через молитвенный экстаз и аскетизм. Эти идеи оказали огромное влияние на развитие христианства.
Эстетика неоплатонизма предстаёт у Плотина в законченной иерархической системе уровней прекрасного: от сверхпрекрасного Единого через духовную красоту Ума и красоту Души — к красоте материального мира. Эманация — есть божественное проявление красоты. Надо отметить, что неоплатоники во всём видели красоту и гармонию. Но красота считалась у них достижимой только через борьбу духа с чувственной материей.
Таким образом, неоплатоники стремились в процессе умосозерцания прийти к ощущению в себе божественной природы, становясь, тем самым, предшественниками христианских философов.
Что касается собственно платоников, то их Вселенная — это, прежде всего, воплощение Ума посредством Души. Действие творящей Души в платонизме выполняло те же функции, что и действие Святого Духа в христианстве. При этом не стоит забывать и о том, что природа всех этих учений, в сущности, едина и неоплатонизм является, по сути, третьим периодом платонизма.
Разновидности и этапы развития учения
Продолжателем дела Плотина и его последователем был Порфирий, который пытался объединить халдейскую мистику и древнегреческую логику. Он предложил новое понимание Единого Блага, и оно, в его случае, переставало быть абсолютно непостижимым. Порфирий считал Демиургом высшую часть души, а не ум; он говорил, что душу ничто не отделяет от Бога: она сама удерживает себя в этом мире своей привязанностью к телу.
Ученик Порфирия Явмлих основал сирийскую школу. Он развил доктрину о сверхъестественном, применил научный подход к рассмотрению астрологии, магии, гаданий, пытался возродить пифагореизм, а также начал разделять три ипостаси Плотина и давать им свои названия. Так, он считал важным не просто стремление к добродетели, а веру в богов и общение с ними.
В развитии неоплатонизма можно выделить три этапа: античный, средневековый и возрожденческий.
Как мы видим, в зависимости от того, где и кем прорабатывалось это учение, оно, соответственно, видоизменялось и приобретало некоторые локальные черты и особенности. В связи с этим можно выделить следующие разновидности неоплатонизма:
- Римский;
- Сирийский;
- Пергамский;
- Афинский;
- Александрийский;
- Христианский;
- Еврейский;
- Ренессансный;
- Кембриджский;
- Русский.
На некоторых из этих разновидностей стоит остановиться особо.
Афинский неоплатонизм
В IV-VI веках основными школами неоплатонизма были афинская и александрийская. Неоплатоники оставались непримиримыми к христианству и стремились обосновать языческую религию и противопоставить ее христианскому богословию.
Формирование афинского неоплатонизма началось, когда Плутарх Афинский основал школу в Афинах. В отличие от Александрийской школы, кроме комментирования трудов Платона и Аристотеля, здесь занимались ещё и теоретическим построением.
Плутарх выстраивал свою философию, используя платоновского «Парменида». Гиерокл называл Единое просто Богом, а прочее трактовал, как иерархическую причастность к божеству. Сириан развивал учение о числах, а также работал над включением стихии жизни в структуру чистого ума.
Прокл — считался самый плодовитым на идеи представителем афинской школы. Он устраняет все признаки неполноты и недодуманности предыдущих неоплатоников. Высшее у Прокла иррационально и трансцендентно, лишено качественных признаков и недоступно разуму. Он умножает число ипостасей и называет их богами, а зло у него представляется побочным результатом взаимодействия благих сущностей.
Флорентийский неоплатонизм
На смену средневековой культуре пришла эпоха Ренессанса или Возрождения. В XV веке во Флоренции на вилле Кареджи возрождается платоновская академия, где развивается ветвь флорентийского неоплатонизма. Академию на протяжении более тридцати лет возглавлял гуманист-философ Марсилио Фичино. Характерными чертами этого направления являются культ разума и знания, а также определение места человека в мире.
Фичино стремился привести работы платоников в согласие с христианской религией. Он не разделял религию и философию, считая, что античная философия и христианство происходят из одного Божественного источника — Логоса.
Единственным путём к блаженству Фичино считал «созерцательную жизнь». Он признавал равноправными чувственную и духовную стороны жизни человека.
Представитель этой же школы, римский гуманист Джованни Пико утверждал, что человеческий ум способен постичь Единое, и возвышал человека над всеми другими творениями. Концепция обожествления человека в философии Пико повлияла на изобразительное искусство эпохи Возрождения.
Фичино и его академия уделяли большое внимание прославлению флорентийского искусства и оказали огромное влияние на художников и поэтов своей эпохи, внеся важный вклад в утверждение философского свободомыслия.
Русская школа неоплатонизма
На территорию древней Руси в свое время попали, в первую очередь, не сами труды Платона, а работы отцов православной церкви Иоанна Болгарского и Иоанна Дамаскина, которые во многом опирались на неоплатонические идеи.
Из христианского неоплатонизма и связанного с ним учения Григория Паламы о Фаворском свете выросла и проблематика споров об имени Божием. Несмотря на осуждение имяславия Священным Синодом, поиски обоснования этой доктрины вылились в обширный перечень религиозно-философских текстов.
Павел Флоренский и Алексей Лосев стали главными творцами русской «философии имени». В своих трудах Павел Флоренский развивает неоплатоническую, по своей сути, концепцию. Он вносит в понимание неоплатонизма учение о лике и магическом имени, развивает тему о Софии-Премудрости Божией и включает Софию в троичную иерархию Божественной Личности.
В своих работах Флоренский рассматривал вопросы оправдания Бога и оправдания человека; основной характеристикой бытия в его нынешнем состоянии он считал его противоречивость.
Алексей Лосев построил, в свою очередь, на базе неоплатонистического учения системное мировоззрение, в котором мир — это некое иерархийное целое, явленное в непрерывном саморазвитии единого живого телесного духа. К Триаде Первосущности он добавил четвёртое, софийское, и пятое — символическое начала. При этом сама исходная Триада оставалась в его учении замкнутым единством и порождающим истоком для четвёртого и пятого начал.
Лосев уделял внимание таким взаимоотношениям между Богом и сотворенным им миром, которые способствуют исполнению замысла творения, то есть воссоединению человека с Богом.
Русский мыслитель отвергал марксизм и диалектический материализм. Его главная философская мысль заключала в себе единство идеи и материи, духа и материи, бытия и сознания.
Зороастризм
Зороастризм — древнейшая религия Востока, которая появилась в VIII или VII веке до нашей эры в северо-восточном Иране. Древние иранцы исповедовали политеизм и поклонялись целому ряду богов. Основатель этого вероучения — пророк Заратустра (Зороастр) убирает с горизонта поклонения большинство богов, выделяя среди них наиболее важных: Бога мудрости Ахура-Мазда, который постоянно борется с Богом зла Анхра-Манью.
Основываясь на двойственности в природе и в душе человека, Заратустра разделил мир на два царства: света и мрака. Ахура-Мазда создал человека свободным, имеющим возможность делать выбор в борьбе добра со злом.
Пророк Заратустра считал, что скоро наступит эпоха нового мира, и только сторонники добра смогут обрести в нём новую жизнь, которая будет длиться вечно. Он оставил пророчество и о приходе в мир Спасителя, и знаком этого должно было стать появление на небе необычной кометы…
После смерти Заратустры его религия начала распространяться и на соседние территории, смешиваясь с элементами древней религии. В результате было восстановлено почитание некоторых богов, однако Ахура-Мазда по-прежнему оставался основным и самым великим богом.
Основные Догмы зороастризма позаимствовали и другие мировых религии. Именно от зороастризма к нам пришли идеи Единого бога, понятия Рая и Ада, ангелов и демонов, Судного дня и Апокалипсиса. Христианство и зороастризм во многом являются близкими, практически родственными религиями.
Неоплатонизм и христианство
В учениях как самого Платона, так и его последователей неоплатоников были выработаны мысли, идеи, понятия и даже термины, переосмысленные позже христианскими богословами. Именно неоплатоники наделяли Высшее единство божественными свойствами и отождествляли его с Богом.
Главным образом, благодаря теистическому характеру монизма (теории единого начала) неоплатоников, их философия явилась одним из источников формирования христианской догматики.
В V-VI веке в Римской империи и в появившейся затем Византии имели хождение четыре богословских трактата. Автором их в 532 году признали Дионисия Ареопагита, жившего в I веке, и работы эти стали известны как «Ареопагитики».
Однако в эпоху Возрождения их авторство подвергли сомнению, так как обнаружилась связь этих сочинений с работами неоплатоника Прокла, который жил гораздо позже, уже в V веке. Надо сказать, что философия трактатов создавалась именно на основе античного неоплатонизма и базировалась на принципе трансцендентности, запредельности и непостижимости Бога как основы бытия.
Онтология и троическое богословие
Известный Каппадокийский догмат о Троице был также сформулирован под влиянием онтологии неоплатонизма. Метафизическая триада неоплатоников приобретает, в этом случае, вид Святой Троицы, где Единому соответствует Отец, Уму – Сын, а Душе – Святой Дух, однако, эти ипостаси вовсе не являются здесь некими безликими сущностями. Рождаемый Сын и исходящий Дух являются равночестными Отцу по своему божественному статусу. В то время как каждая из триад Плотина единосущна, но не равночестна.
Плотин говорит о Душе, как о значительно худшей по своей природе субстанции, чем Ум, который, в свою очередь, худший, чем Единое.
В троическом богословии Отец занимает в христианской триаде то же место, что и творящий в себе Ум у платоников, но результатом такой деятельности у платоников оказываются все божественные вещи, в христианстве же первая Ипостась производит лишь две другие Ипостаси.
Три источника и три составные части неоплатонизма
Неоплатонизм сформировался на основе философии Платона и Аристотеля, а также учений стоицизма и скептицизма. Центральной идеей его философии является учение об иерархическом построении бытия, где из наиболее совершенного Абсолюта происходят менее совершенные Ум и, затем, Душа.
Единое Благо в неоплатонизме
Единое у неоплатоников безлично, оно не творит всё, что стоит ниже, волевым усилием, а словно изливает из себя всё прочее бытие. В этом заключается учение неоплатоников об эманации, которая мыслится как следствие избыточности Единого и является непроизвольным действием.
Единое не исчерпывается своими потоками, оно не движется и не покоится, а пребывает спокойно само в себе.
Неоплатоники разработали учение об эманации, основываясь на идее подвижности первоначала, которое стоики понимали как истечение первоогня, охватывающего своими потоками всю действительность.
Концепция эманации восходит и к аристотелевскому пониманию распространения энергии, и к платоновскому пониманию Единого, как излучающего бытие, а также, в той или иной степени, ко всей древней натурфилософии. По мере того, как эманация рассеивается, слабеет и деградирует и благо постепенно начинает убывать, становится закономерным появление зла во Вселенной.
Ум в теории неоплатоников
Первая ипостась, порождённой эманацией переполненного самим собой Единого Блага — это, согласно неоплатоническому учению, есть Мировой Разум или Ум. Он отличается наличием бытия, многократен, поскольку содержит в себе множество замыслов.
Разум двойственен: обращён к Абсолюту и, в то же время, отвергнут от него. Он существует вне времени; он познаваем, сам себя постигает, осмысляет идеи и осуществляет их. В своей целостности он есть совокупность всех идей и первообраз всех вещей. Далее Ум через процесс эманации порождает Мировую Душу.
Мировая душа — творение мирового разума
Это — источник жизни и движения, совокупность душ всех живых существ; Мировая Душа проникает в материю и освещает её. В мире мысли души существуют неразделёнными, а их воплощение эти мысли разделяет. Таким образом, в процессе нисхождения души рождается материя, а восходящее движение возвращает её к подлинному Бытию. Материя вечна, но она, тем не менее, не считается самостоятельным началом.
Спасение души у неоплатоников заключается в восхождении из материального мира к Единому Благу. Для них была актуальной концепция переселения душ после смерти, и задачей человека они считали стремление к освобождению души из этого круговорота и возвращению ее к своему первоисточнику.
Неоплатонизм — закат эпохи эллинизма
Эллинистический период античной философии продолжался с середины IV века до нашей эры и до конца античной эпохи. В большинстве философских учений эпохи эллинизма центральное место занимали этические проблемы.
Так, Эпикур основал школу эпикуреизма и одним из первых провозгласил равенство всех людей, а школа Эпикура открыла свои двери всем, в том числе, рабам и женщинам. Согласно его учению, реальность познаваема и может осмысляться разумом, а для достижения счастья, понимаемого как удовольствие, человеку необходим лишь он сам. Счастье же заключается в избавлении от страдания и беспокойства.
Основатель стоицизма Зенон разработал учение о всеобщем государстве, где все люди равны и живут в соответствии с законами природы. Бог пропитывает всю природу, проявляется везде в мире, он — закон необходимости. Центр познания — душа, разум связывает человека со всем миром.
Единственное благо — добродетель, которую стоики искали ради обретения покоя, безмятежности и безразличия ко всему внешнему; их идеалом была невозмутимость. Тем не менее, — всё происходящее считалось продуктом божественного начала, было предначертано и необходимо.
В конце IV в. до н.э. формируется и учение скептицизм, основателем которого считается Пиррон. Скептицизм отвергал познаваемость жизни, а бытие мыслил многообразным и текучим, лишённым смысла. Он учил человека воздерживаться от суждений, так как абсолютной истины не существует, и призывал его оставаться невозмутимым.
В 529 году по указу Юстиниана Академия Платона в Афинах была закрыта, и это время принято считать концом античной эпохи.
Неоплатонизм — последнее крупное достижением языческой античной философии. Он пережил Средневековье и Ренессанс, его идеи не только выжили в рамках христианства, но и вступили во взаимодействие с мусульманским и иудейским монотеизмом, оказали воздействие на развитие арабской философии, и возродились даже в эпоху Нового времени.
В целом статья хорошая статья, кратко и по сути. Меня, как культуролога, больше интересует тема влияния школы и течений неоплатонизма на формирование особенностей великой культуры ренессанса. Желательно было бы увидеть на данном сайте более подробное раскрытие указанного вопроса
Благодарю, Егор Алексеевич, за Ваш комментарий! Обязательно учтем Ваши пожелания в следующих публикациях.