Аристотель о душе: первые духовно-научные знания

Труды Аристотеля

«Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому, что оно — знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест». 

Так высказался Аристотель о душе в своем известном трактате: с этих слов этот его трактат, собственно, и начинается.

Душа по Аристотелю

Бюст АристотеляУченика Платона и воспитателя Александра Македонского, древнегреческого философа Аристотеля, по масштабности и степени весомости его вклада в развитие человеческой цивилизации, по праву можно считать одним из самых ярких и уникальных ее представителей.

Он был не просто античным философом локального характера, коих было немало в те времена: он заложил основы всей западноевропейской философской науки.

Аристотель считается также основателем психологии и формальной логики. Его взгляды имели огромное влияние на дальнейшее развитие самых разных видов наук, включая естествознание, анатомию, социологию, политику, физику… Основы многих современных научных знаний были заложены именно Аристотелем.

В конечном итоге, он стал создателем всесторонней системы знаний о человеке. Эту систему мыслитель изложил во многих своих трудах, которые его последователи и ученики изучали и в течение его жизни, и много веков спустя. Изучают и до сих пор.

«Трактат о душе», написанный Аристотелем – первое специальное психологическое сочинение, в котором были систематизированы имевшиеся в то время взгляды ученых на душу и психические процессы в целом. В этой работе ее автор осмысливает все наиболее известные античные идеи и представления о человеке. Что интересно, этот трактат в какой-то мере является еще и попыткой примирить между собою полярные взгляды Демокрита и Платона на суть и сущность понятия души.

Как решал Аристотель проблему души и тела?

Душа и тело по Аристотелю




 

 

Ученик Платона, Аристотель дополнил идеалистическое учение своего учителя о душе другой интерпретацией: душа — это форма живого органического тела, — считал он, и даже включил трактат духовного характера в физический раздел своего труда. “Изучение души — есть дело естествоиспытателя”, — говорил Аристотель. Ведь именно душа, по его версии, дает начальный импульс к жизни всему сущему, подобно некому физическому механизму.

Учение Аристотеля о душе проистекало из его работы на тему материи и формы. Философ считал, что душа — это не что иное, как форма любой живой материи, начиная от растений и заканчивая человеком. В отличие от своих предшественников, он полагал, что душа не является ни продолжением некого вечного начала, ни какой бы то ни было самостоятельной сущностью. Она есть лишь некое деятельное начало материального тела, и ее существование вне тела — равно, как и отдельное существование тела вне души, — попросту невозможны.

Иными словами, концепция этого учения обобщала известные в то время медико-биологические факты. И это естественным образом привело к тому, что в зарождающейся науке психологии были преобразованы, с точки зрения системности, основные ее принципы: принципы причины и следствия.

Природа взглядов Аристотеля

Такие убеждения философа были неслучайными: достаточно вспомнить о том, что сам он был сыном медика: его отец был врачевателем при дворе деда Александра Македонского и ему приписывается даже авторство нескольких книг в области медицины и натурфилософии. Аристотель, получив, таким образом, первые уроки естествознания у своего отца, сам тоже готовился посвятить себя медицине. Но, оказавшись в возрасте семнадцати лет в Афинах, он познакомился там со своим будущим учителем, шестидесятилетним Платоном, и на протяжении нескольких лет был учеником платоновской Академии.

Академия Платона-Аристотеля




 

 

Но жизнь и автономные взгляды на мир развели этих незаурядных деятелей своей эпохи:

“Платон мне друг, но истина дороже”.

Так, на одной из знаменитых фресок эти двое изображены определенным образом: Платон указывает рукой в небо, Аристотель же — на землю. В этом и состояла суть их философских разногласий.

Разногласия Платона и Аристотеля

В результате Аристотелем в Афинском пригороде была создана своя собственная школа. Названа она была Ликей (отсюда и появилось известное нам слово лицей).

Форма занятий в Ликее отличалась от нынешней: учитель проводил уроки, гуляя по крытой школьной галерее и проводя время с учениками в вольных беседах…

Уровни и функции души по Аристотелю

Свое учение о трех ступенях души Аристотель представлял следующим образом:

  1. Растительная или вегетативная (питание, рост, размножение), присуща растениям, животным и человеку;
  2. Чувственно-двигательная (движения, способность ощущений и стремлений): присуща животным и человеку;
  3. Разумная и бессмертная (является частью Божественного разума): присуща лишь человеку.

Под функциями же души философ понимал уровни её развития. Так, по мере развития и со временем, более низкая ее стадия формируется в более высокую — и так, по мере совершенствования. Происходит это подобно тому, как младенец, постепенно вырастая, превращается в зрелого человека и проходит при этом все те же самые ступени, что были пройдены всеми живыми существами на земле за всю их историю до его появления. Позже этот процесс получил название биогенетического закона.

Тем не менее, в продолжение всех предыдущих установок о душе, Аристотель также не отрицал ее Божественного происхождения. Он считал душу сутью идеальной и, в некотором роде, даже отделимой от тела, но при этом — неразрывно с ним связанной.

Если попытаться объяснить эту мысль наглядно, то представьте себе, что наш глаз, например, — часть тела, а наше зрение — его душа. Но душа все же — это, прежде всего, —  способ организации жизни нашего тела, его способность и мыслить, и чувствовать. Кроме всего прочего,

Согласно Аристотелю в человеческую душу входят:

Страх, гнев, зависть жалось, желание, радость и ненависть. А говоря точнее, — философ просто конкретно описал все эти столь разнородные человеческие чувства. Но, при этом —

«Сказать, что душа гневается, — равносильно тому, как если бы кто-то сказал, что душа занимается ткачеством или по­стройкой дома».

Пытаясь объяснить природу и закономерность формирования человеческого характера, Аристотель считал, что только в результате совершения тех или иных своих нравственных или безнравственных поступков человек превращается в того, кем он в результате становится.

Аристотель и Александр МакедонскийТо есть, философ указывает на прямую необходимость оценки человеком разумным того, что он совершает в своей жизни.

Интересно, что его психическое развитие, как считает Аристотель, напрямую зависит от этой его деятельности: и не только прошлой или настоящей, но даже желаемой им в будущем!

То есть, даже если органы чувств не подвергаются какому-то прямому на них разного рода воздействию вещественных влияний, в человеческом сознании могут формироваться психические образы или фантазии, — как называл их Аристотель.

Они-то подчиняются нашим ассоциациям — то есть некой связи наших образных представлений. Эту истину философ также исследовал и вывел как существующую закономерность, став первооткрывателем и области психических образов.

Думай, прежде чем думать

— часто можно услышать сегодня. А нет ли тут связи с аристотелевским представлением желаемого нами в будущем: его своеобразного образного воплощения?.. И если есть — то какого рода и характера мы формируем этот наш психический образ или, проще говоря, наше образное желание-представление?..

“Поэт — издалека заводит речь… Поэта — далеко заводит речь”, — а это уже сказано устами Марины Цветаевой. Но, как будто, все о том же…

…Любопытно, что спустя два столетия после того, как философ Алкмеон Кротонский (V век до н.э.) открыл связь души с головным мозгом (он считал его органом души), Аристотель был уверен в том, что мозг — это всего лишь определенного рода холодильник, поддерживающий и сохраняющий кровь. Душа же, по мнению философа, располагалась в самом сердце.

Думай, прежде чем думатьТруды Аристотеля оказались весьма опасными для церковной диктатуры того времени. Ведь главный ее принцип и постулат сводился к тому, что душа от тела неотделима…

Учение же философа обессмысливало многие церковные установки, связанные с ролью и местом души. И, как результат такой нестыковки взглядов, — сначала идеи Аристотеля были католической церковью запрещены и отвергнуты. Позже, как это обычно бывает в таких случаях, ею же Аристотель был превращен в одного из столпов богословия.

И только —

«Природа ничего не делает напрасно… нужно видеть то, ради чего совершается действие»

— любил повторять, словно предвидя все эти исторические перевертыши, великий философ. И он был прав.

Автор текста: ExtraNorm



Рекомендуем прочитать
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.