Психология как наука о душе давно уже заняла свое прочное место в ряду научных знаний о человеке. Сегодня никто не станет уже отрицать, что психология души не просто влияет на нашу жизнь: она требует еще более пристального изучения.
- Душа как предмет психологии
- Душа — предмет философского изучения
- Платон определил в человеческой душе три ее начала:
- Определение психологии как науки о душе был дано Аристотелем
- Наука о психике или учение о душе?
- Душа как элемент религиозной идеологии
- Психология — наука о душе и сознании или душа и психика
- В дальнейшем учение Декарта развивалось как философское направление
Душа как предмет психологии
Сама эта фраза выглядит, согласитесь, довольно-таки деревянно. Может быть, лучше перефразировать эту мысль таким образом: психология как наука о душе?.. И действительно: считать душу неким предметом чего бы там ни было — странная затея. Научная категория и некая не вполне определенная эзотерическая субстанция… — не самые, пожалуй, сочетаемые вещи.
И тем не менее. Невозможно попытаться что-либо понять, не дав этому явлению то или иное определение: так уж работает наш мыслительный процесс — и с этим ничего не поделать. Поэтому — давайте-ка заглянем в психологический словарь, а точнее — в словарь психологических терминов. В первую очередь, он трактует словосочетание душа в психологии как:
Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных.
То есть, связка души с нашей психикой здесь, как видим, уже присутствует. Далее, вопрос, что такое душа с точки зрения психологии — находит свое отражение и в последующих трактовках, таких, например, как:
Душа — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.
Причем, если говорить о повседневном употреблении этого слова, то оно больше соответствует понятию внутреннего мира человека, ну, и слово душевность, которое так же тут встречается, говорит о доброте и присутствии у человека других подобных качеств.
Душа — предмет философского изучения
Впервые о понятии душа задумались философы древней Греции. Собственно, их представления об этом явились провозвестниками первых научных взглядов и представлений о мире и человеке. Этими философами были всем известные мыслители Сократ (470-399г. до н.э.), Платон (427-347г. до н.э.) и Аристотель (384-322г. до н.э.).
Так, Сократ одним из первых разграничил понятия души и тела, провозгласив то, что душа невещественна и нематериальна.
Платон определил в человеческой душе три ее начала:
- первое —вожделеющее начало неразумное, которым обладает любое живое существо, включая растения и животных;
- второе — начало разумное, противодействующее стремлениям первого начала;
- и третье — это, так называемый, яростный дух: составляющая часть психики человека, приводящая его в процессе борьбы поисков справедливости в раздраженное состояние.
Определение психологии как науки о душе был дано Аристотелем
Он написал целый объемный трактат, состоящий из трех книг, и назвал его коротко: «О душе». Здесь он определяет это понятие как явление и разделяет объекты одушевленные (somata empshycha) и неодушевленные (somata apshych). К одушевленным относятся растения, животные и люди. Но, в отличие от первых, душа человека имеет привилегию возможности разумно мыслить.
Аристотель считал, что каждая сущность представлена в единстве материи и формы.
То есть, душа, если рассматривать ситуацию, согласно его учения, есть, как ни странно, — некая форма живого органического тела. Хотя, возвращаясь к определению философом и ученым привилегии души как умения мыслить — здесь имеется в виду не просто душа, а душа разумная. Вот она-то как раз и есть та самая идеальная, отделимая от тела субстанция, и сущность ее — Божественная.
И после смерти тела она не умирает вместе с ним, а возвращается в бестелесный и невесомый эфир окружающего нас пространства.
Наука о психике или учение о душе?
Суть этой истории в двух словах такова: молодой бог Эрот, бывший сыном богини Афродиты, полюбил красавицу Психею, которая была обычной женщиной не божественного происхождения. Естественно, такая ситуация не могла вызвать у матери Эрота радости: она не хотела, чтобы ее сын связал свою судьбу с женщиной из рода простых смертных.
Афродита делала все возможное, чтобы не дать влюбленным соединиться. Она заставляла Психею проходить через самые сложные испытания. Но та любила Эрота столь сильно и так хотела с ним встретиться, что растопила тем самым сердца греческих богов, сделав их, в конце концов, своими союзниками. И главное, — великий Зевс, являвшийся для греков верховным божеством, превратил, в итоге, Психею также в богиню, что сделало бессмертной и ее. Это позволило влюбленным соединиться навеки.
С тех самых пор, обретя бессмертие, Психея и стала олицетворением символа души, что ищет свой идеал, невзирая ни на какие преграды и препятствия.
Говоря же о самом слове психология, стоит вспомнить, что пришло оно к нам также из Греции: от греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Хотя само это слово впервые было использовано лишь в XVIII веке в трактате Христиана Вольфа, философа из Германии.
Душа как элемент религиозной идеологии
Не секрет, что история представлений о психике — и, как следствие, — психологии человека берет свое начало в первобытных религиях и верованиях. В этой связи душа всегда была для людей чем-то неземным, таинственным и непознанным. И представления о ней основывались на тех знаниях и их версиях, которые в те времена существовали. По крайней мере, было очевидно, что пока человек был жив — душа в нем присутствовала. В то время как наступавшие сон или смерть говорили о том, что душа в эти моменты его покидает.
Пришедшая на смену этому этапу человеческого развития Античность принесла с собою появление новых веяний, культур, развитие науки и философии. Все это, естественно, вызвало необходимость более основательно разобраться с тем, что есть психика человека как таковая и насколько она связана с понятием души. Именно в эту эпоху (YII-YI века до н.э. — XYII век н.э.) и началось формирование учения о душе и психологии как науке, а также появляется и метод исследования психики как таковой.
Психология — наука о душе и сознании или душа и психика
Один из важнейших этапов развития человеческой исследовательской мысли ознаменован в истории души и психологии таким именем как Рене Декарт (1596-1650гг). Этот человек развил свое учение о душе и сознании и вывел свой критерий истины, связанный с этими понятиями.
Суть его заключалась в том, что под человеческой психикой понимался теперь особый его внутренний мир, который был открыт для самонаблюдения и имел в себе некое особое духовное бытие, что противопоставлялось всему материальному и внешнему. В этой их абсолютной разнородности и состояло главное отличие философии Р. Декарта от всех предшествующих ему учений.
В дальнейшем учение Декарта развивалось как философское направление
Позже (середина XIXв) — это учение превратилось уже в самостоятельную науку: психологию. Философ и исследователь ввел в научный обиход понятие рефлекс, что положило начало научному естествознанию: сначала на примере поведения животных, а потом — и действий человека.
Последним произведением, которое создал в этом направлении Р.Декарт уже перед смертью, явилась его уже собственно психологическая работа «Страсти души».
Существует целый ряд исследователей, ученых и философов, которых серьезно занимал вопрос души, психики, психологии , их природы и сути их взаимодействия. Все они понимали, что, не исследовав эту одну из основных человеческих тайн, — невозможно продвинуться к постижению всех загадок как истории человечества так и самой человеческой личности.
Огромный вклад в развитие и расширение этого тайного знания и в пополнение человеческой сокровищницы идей и открытий уже на новом уровне и этапе внесла новая плеяда ученых, теологов и философов. В их числе была и Елена Петровна Блаватская. Но о ней мы поговорим чуть позже, в одной из ближайших наших публикаций.
“Я предпочёл бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол”. (Демокрит)
“Истинной правды о себе не в силах вынести никто”. (Ж.-П. Сартр)
«Высшее и глубочайшее ощущение в жизни, доступное нам, – судорога полового акта» (Л. Андреев), а «порок — это, возможно, сердцевина человека». «…Я полагаю, что не учитывая связей между трудом и эротизмом, эротизмом и войной, мы не сможем коснуться глубинного свойства политических проблем, на заднем плане которых всегда скрывается ужас. Я покажу, что эти противоположные формы человеческой деятельности черпают энергетические ресурсы из одних и тех же источников…» (Ж. Батай).
«Секс, бесспорно, – именно та лакмусовая бумажка, которая безошибочно проявляет многие, подчас затаенные качества человека» (В. Гитин).
Благодарю Вас, Георгий, за столь развернутый комментарий (некоторые его аспекты пришлось даже подсократить).
Конечно, если бы человечество имело это самое “одно причинное объяснение” всему тому, с чем оно не может справиться на протяжении столетий — не было бы, наверное, у него проблем…
Но — как Вы правильно подметили словами Сартра — “Истинной правды о себе не в силах вынести никто”…
В этом, я думаю, и состоит это самое “одно причинное объяснение”…