Бессмертие души: есть ли оно? Действительно ли все мы — бессмертные души, облаченные во временные земные оболочки?.. Понять и принять это непросто. Но стоит с этим, как минимум, начать разбираться.
- Бессмертие души: к истории вопроса
- Бессмертная душа человека в эпоху возрождения
- Что таке душа и бессмертна ли она?..
- Происхождение души
- Библейское понимание души
- Учение об аде или коротко про ад
- Учение о вечных муках
- Учение о чистилище
- Как соотносятся в православии понятия душа, дух и тело?
- Немного о лжеучениях
- Лжеучение проникает в Израиль
- Образ Божий в человеке
Бессмертие души: к истории вопроса
Информация и даже целые учения на тему бессмертной человеческой души пришли к нам со времен глубокой древности. Ученые и исследователи находят их в культуре практически всех первобытных человеческих обществ. В той или иной степени присутствует эта тема и в контексте всех мировых религий. Не говоря уже о том, что ее исповедуют все эзотерические и спиритуалистические учения, согласно которым
душа или дух человеческий есть уникальное и самобытное начало всего и вся в этом одушевленном мире.
Ничто, пожалуй, в истории цивилизации не вызывало столько споров, разногласий и поисков, как понятие бессмертная душа человека.
Бессмертны ли мы, или же полностью гибнем, а, быть может, некоторая наша часть подлежит рассеиванию и уничтожению, другая же, та, которая и есть истинно мы, пребывает неизменной и вечной? Именно этот вопрос мы и попробуем исследовать…
— писал еще в античные времена основатель неоплатонизма, философ и идеалист Плотин о бессмертии души.
Интересно, что даже принадлежностью своего имени посредством эдакого лингвистического перевертыша Плотин — Платон, он словно бы получил от Вселенной некое право продолжить изыскания Платона, определив, в свою очередь, понятие Божества как неизъяснимой первичной сущности, стоящей превыше любого постижения…
Бессмертная душа человека в эпоху возрождения
Она восторжествовала не только в научных трудах великих мыслителей-изыскателей, но и в материализованных образах, созданных уникальными художниками и скульпторами этой эпохи великого пробуждения человеческого духа.
Если же упоминать о мыслителях, то стоит сказать несколько слов о трактате «О бессмертии души» П. Помпанацци (1462-1525 гг). Он считал, что человек обладает «не простой, а множественной; не твердо установленной, а двойственной природой» и поэтому должен находиться по определению посередине: между смертными и бессмертными сущностями.
К сожалению, трактат этот был сожжен инквизиторами в Венеции и только благодаря помощи своих друзей этой же участи избежал его автор…
Что таке душа и бессмертна ли она?..
В переводе с греческого слово и понятие душа (psyche — psykhein: дуть, дышать) означает самую суть человеческой жизни и близко по значению к слову pneuma: дух, spirit или дыхание, дуновение.
Не углубляясь в более утонченные смыслы этих понятий, можно сказать, что тело, которое уже больше не дышит, — попросту мертво.
И тут возникает вопрос: а если тело мертво, то куда же девается душа, которая еще совсем недавно в нем пребывала?..
Происхождение души
Вопросы о природе появления человеческой души, о том — создана ли она Богом или это не вполне так, а также о том, — что происходит с нею после жизни человеческого тела — все эти вопросы являются, по сути, открытыми до сих пор. Тем не менее, — варианты ответов на них, конечно, существуют. И их немало.
По словам святого Кирилла Александрийского, происхождение души есть «тайна, ведомая одному Богу». И тут Кирилл прав. Хотя, надо полагать, что имел он это в виду в широком смысле. Ибо церковь и религия не дает человечеству какой-то строго определенной версии на тему происхождения наших душ, решительно отвергая при этом позицию последователя Платоновской философии Оригена, в соответствии с которой душа приходит к нам на Землю из некоего горнего мира. Церковь осудила такое его предположение на своем Пятом вселенском соборе.
Библейское понимание души
В результате, одни священнослужители — а среди них такие имена, как Климент Александрийский, Ефрем Сирин, Феодорит и Иоанн Златоуст — считают, что каждая душа сотворяется Богом отдельно от остальных; другие же, такие как Тертуллиан, Григорий Богослов, Григорий Нисский, преподобный Макарий и Анастасий Пресвитер, — напротив: полагают, что и душа, и тело возникают от тела родителей одновременно, что называется, плоть от плоти. И в каждой плоти, таким образом, духовная субстанция (душа) уже потенциально присутствует.
Таким образом, бессмертие души, с точки зрения того, как трактует его Библия, — выглядит примерно таким образом: в момент телесной смерти человека его телесная составляющая, его низшее плотское начало, возвращается в бездуховную материю и переходит в лоно своей обладательницы, матери-земли. Там превращается в прах и, в конце-концов, совершенно исчезает.
Другая же составляющая, духовное начало или, собственно, душа, — напротив: неким бездушным веществом отнюдь не становится; никуда не исчезает и как дым не рассеивается. Она переходит, обновляясь, в новую человеческую жизнь: в этом и состоит суть ее бессмертия.
Однако, такая вполне себе логичная, на первый взгляд, трактовка, опять же, не дает ответа на вопрос о первооснове понятия: об источнике духовной энергии. А то, что речь, в данном случае, идет уже именно о ней, человечество узнало, хотя это и произошло, по историческим меркам, относительно недавно.
Учение об аде или коротко про ад
Итак: что же говорит об этом Библия?
Фактически точного происхождения слова hades — а именно от него и происходит русское «ад» — нет. Предположительно, оно основано от двух составляющих: отрицания «а» в значении «не» и слова iden «видеть».
Руководствуясь, таким образом, греческо-английской лексикой Нового Завета Тейера, это слово в окончательном его варианте обозначает нечто невидимое, неизведанное, непонятное и, соответственно, ужасное и ассоциируется с понятием преисподней, царства мертвых, Аида или некой зловещей бездны.
Можно встретить в Библии и слово “g enna”, — (греч.), которое также изображает ад. Отсюда и выражение геенна огненная. Примерно во втором столетии до Рождества Христова это слово начало появляться в литературе у иудеев в качестве символического обозначения места бесконечного наказания для нечестивцев.
Учение о вечных муках
В продолжение сказанного, надо отметить, что ад в представлении Библии — это есть место осознанного страдания, боли и мучений.
Так, Иоанн писал, что люди, последователи антипода Бога, так же, как и сам этот антипод, будут «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою” (Отк. 19:20)
То есть, все эти мучения будут происходить с жертвами в их осознанном состоянии, а посему имеется и упоминание Христа об этом месте как о месте «плача и скрежета зубов» (Мат. 22:13).
Ад … закрыт для присутствия Бога, отсечен от всего хорошего и цельного. Он навсегда отсечен от всякой любви, всякого покоя и всякой радости. Иисус объясняет, что, когда люди осознают это, когда они осознают, что они упустили, это произведет на них опустошительное впечатление. — Бентон.
И происходить эти муки будут вечно.
Учение о чистилище
Католическое учение — Догмат о чистилище — сформировалось еще в XIII-XY веках в работах Фомы Аквинского. Надо сказать, что еще и до этого времени в разных сочинениях на эту тему представители церковных конфессий, признававших чистилище как таковое, пытались определить некую общую суть этого понятия: так, православные спорили с католиками об этом еще в 1231-м году.
Мы не будем сейчас рассматривать все перипетии этого процесса, отметим лишь то, что окончательно понятие чистилища закрепилось в богословии у католиков на Тридентском соборе в 1563 году. Суть его состоит в том, что если человек был крещен и совершил в своей жизни грех, который остался неотпущенным, такой человек как раз и попадает после своей смерти в чистилище, где будет подвержен временному наказанию.
Чтобы очистить умершего от его земных грехов, живущие могут приносить за таких грешников определенного рода жертву, которая может помочь тем очиститься пред взором Вечности. В ожидании такого очищения — в надежде на скорое избавление и возвращение на небеса к Богу — эти грешные души не находятся ни в раю, ни в аду.
В свою очередь, — продолжая тему межконфессиональных раздоров и конфликтов, — протестанты, например, в лице Лютера и Кальвина, и вовсе решительно отвергали концепцию чистилища как такового, ибо: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27)
Отрицает существование чистилища также и православие, не мешая, впрочем, живущим молиться за умерших. Здесь альтернативы не существует: либо вечное блаженство — либо вечное мучение. Вот и выбирайте сами…
В космологии ислама пространством между раем и адом является Араф (преграды, — в переводе с арабского).
Как соотносятся в православии понятия душа, дух и тело?
Существует мнение о том, что в христианском понимании человек есть некий цельный, целостный организм, и душа — равно, как и тело в нем, — представляют собой единую и нераздельную энергосистему.
Вот что говорил об этом еще в VII веке святой Иоанн Лествичник:
Оно (тело) – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?
Зная уже о том, какую службу сослужило человеку его пребывание в нашем грешном падшем мире, нарушившем изначальное гармоничное единство тела с душою, мы можем ответить на этот вопрос, опять же, повторением библейской идеи о том, что сможем-таки быть спасены Христом — если сами этого захотим и будем прилагать к этому соответствующие усилия. Так как, в конечном итоге, христианин должен понимать, что сотворен по образу и подобию Божьему… И по словам Григория Богослова,
каждый из нас является и земным, и в то же время небесным, временным, и в то же время вечным, видимым и невидимым, стоящим на середине пути между величием и ничтожностью.
Пытаясь пояснить заявленное выше различие между словами душа и дух, уместно будет привести также высказывание святого Григория Паламы, суть которого заключается в том, что когда тело перестает тянуть душу вниз, соблазняемое желаниями плоти, — оно воспаряет вместе с душой, и человек всецело становится духом.
Казалось бы, на этих вполне исчерпывающих суть вопроса свидетельствах можно было бы и закончить эту статью, но есть и кардинально другие взгляды на идею бессмертия души…
Немного о лжеучениях
В теософии существует также и вполне стройная система взглядов о том, что источником и вдохновителем самой идеи бессмертия души является не кто иной, как лукавый. Мы помним, что некогда он пообещал Адаму и Еве бессмертие, сказав, что они не умрут, даже если нарушат Божественный завет, вкушая добро и зло от древа познания.
Посеяв, таким образом, недоверие к Богу в сердцах наших прародителей, лукавый породил ложь во Вселенной и совратил разум первых людей сообщением о том, что никакой смерти нет.
Таким образом, прекрасная идея о бессмертии сыграла тут весьма неприглядную роль. И в результате, как одна ложь порождает другую, — так и жизнь продемонстрировала Адаму и Еве наличие-таки смерти — и тут, благодаря усилиям и изощренности антипода, у людей вновь появилось искушение принять факт своей смерти за явление лишь частичное и временное… ибо существует якобы, как было обещано, бессмертная душа — и это главное.
Лжеучение проникает в Израиль
Здесь оно навсегда отпечатывается в сознании народа Божьего после вавилонского пленения и еще больше укрепляется в годы 175-164, во времена Антиоха, когда Иудея была оккупирована греками, а также — в процессе последующей эллинизации жителей Палестины. Лжеучение проникает в христианство со времен III века после притока в него греков, римлян и прочих народностей…
Вот так, удивительным образом, превращая учение в лжеучение, можно истолковывать суть вещей… На протяжении всей человеческой истории многократно происходили и продолжают происходить смены парадигм, когда плюс превращался в минус — и наоборот. О чем же стоит помнить в такой ситуации людям?..
Видимо, о том, что любая трактовка, какой бы они ни представала перед нашим взором в тот или иной исторический момент, не должна застилать или затуманивать сути самого явления.
Образ Божий в человеке
Увы, но в результате ли библейской мифологемы либо в результате иных каких-то причин — факт остается фактом: человек утратил эти черты богоподобного начала и превратился в искаженный образ Божий.
На Землю пришел Спаситель… Но удалось ли ему нас спасти?..
Продолжение темы читайте в рубрике Душевные подробности