Как библия рассказывает о происхождении души?

история отступления

Душа в библии и вообще, в религии — тема неоднозначная. “Тело ходит, бегает, жует. Душа думает, мечтает, верит, любит”, — так пишет об этом диакон Андрей Кураев, поясняя ситуацию.

Но если бы все было так просто… Неслучайно можно встретить, по-видимому, и такое выражение: религия — болезнь души. И уж никак нельзя представить себе обратное утверждение, типа: душа — болезнь религии. Ибо душа, все же, в этом и во всех других случаях, — первична. А говорить мы будем о разных трактовках, с этим понятием связанных.

По библии каждая человеческая душа — христианка

душа христианка




 

 

Впрочем, в течение первых трех веков это утверждение могло считаться спорным. Ибо однозначные ответы на сокровенные вопросы, связанные с происхождением души человеческой, христианскими богословами тогда еще сформулированы не были, что порождало массу самых различых мнений и толкований.

Тем не менее, наступил момент, когда понятие души приобрело религиозное содержание, а произошло это в результате изысканий, в том числе, известных религиозных деятелей: блаженного Иеронима, Блаженного Августина, святого Григория Нисского, святого Немезия Эмесского, блаженного Феодорита Кирского и святого Анастасия Синаита.

А поскольку впервые на эту тему начали размышлять все же греческие философы, то их философские трактаты и послужили, в этом случае, неким источником информации для духовных отцов тогда, когда невозможно было однозначно интерпретировать тот или иной фрагмент текста Священного писания.


Что такое душа и где она находится

где находится




 

 

Можно выделить две согласующихся с библейским учением теории на тему создания (или появления) человеческих душ:

  • Традуцианизм: душа возникает вместе с рождением физического тела и создается, соответственно, его родителями;
  • Креационизм: новая человеческая душа создается Богом в момент создания человечского тела.

Существует, однако, на это и третий взгляд, суть которого состоит в том, что Бог есть создатель всех человеческих душ, и создал он их заранее одновременно, а появляется душа в момент зарождения человеческого эмбриона у плода, как бы вселяясь в эту свою новую телесную оболочку.

И прилетает душа из некоего небесного склада, где все божественные души до этого момента содержатся…
Вот такие существуют версии и утверждения.

Что такое душа человека в православии

Православное учение о человеке также, естественно, не обходит эту тему стороной, смыкаясь в основных своих идиомах с основным библейским учением. И, соответственно, православное учение о душе считает даже, что у нее есть пол, а в целом душа есть образ Божий в человеке.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26)… И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2, 7).

Таким образом, предполагается, что в каждом из нас присутствует образ Божий. Человеческая же личность целостна и включает в себя, согласно православному учению, три основных составляющих.

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии

Люди не особенно глубоко рассматривают суть духовного естества, — рассуждал об этом некогда святитель Игнатий Бренчанинов. — Они, как правило, довольствуются познаниями поверхностного характера, безразлично называя невидимую часть нашего существа, что живет в теле и составляет его сущность, — одновременно и духом, и душой.

Хотя дух, душа и тело в библии — это, по сути, три разных начала. И самое понятное в этом триединстве, естественно, — это наше физическое тело. Его ни с чем не перепутаешь. А вот чем отличается в православии душа от духа — и в чем, собственно, между ними разница — это вопрос не простой.

Дух и душа: в чем разница?

в чем разница




 

 

Если попытаться сформулировать вектор каждого из этих начал, то получится, что душа, будучи человеческой материальной сущностью, имеет некий горизонтальный жизненный вектор. Дух же, представляя собой некое высшее нематериальное естество, — есть ориентир вертикального свойства, направленный ввысь, к Божественному, исповедующий такие понятия как вера, совесть, стремление к высшему служению.

Хотя различие между духом и душой в популяризированном виде трактуется довольно просто:

  • Дух — это начало в нас высокого, духового, Божественного порядка. Ему присущи все самые светлые свойства и человеческие устремления. И, кроме того, дух несет в себе природу бессмертия.
  • Душа — есть некий связующий мост между нашими телом и духом. Она будто проводник, от настроения которого зависит, станет ли человек — во всем своем полном обличье — подчиняться высшему духовному началу, перестав служить лишь своей плоти.

Объяснение это, как мне кажется, достаточно условное. Во всяком случае, так или иначе, но единство духа души и тела — есть непреложный закон православия.


Три силы души в православии

В целом церковь рассматривает душу как некую субстанцию, состоящую также, по своему строению, их трех ее основополагающих способностей:

  1. Разумная от rationale, а также: словесная, мыслительная и познавательная;
  2. Раздражительная от irascile — составляет ее чувствующую, эмоциональную силу; этому началу присущи также состояние гнева и ярости как особого вида рвения и энергии;
  3. Вожделевательная от concupiscentiale или сила пожелательная, деятельная, позволяющая иметь стремление к чему-то или отвращение от чего-то; к ней  относится и наша воля, порождающая действие.

Таким образом, все эти силы душевные — ум, воля и чувство — есть разные, постоянно взаимодействующие стороны ее цельной, единой и неделимой жизни.

Библия о состоянии души человека после смерти

Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих… Тебе послуживших … Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.

О смерти и душе сказано немало. Точнее, применительно к этой удивительной, нематериального свойства, духовной, — если рассматривать в целом, субстанции, правильнее будет, все же, употреблять слово не смерть, а бессмертие. Об этом мы также рассказывали на страницах нашего сайта в развернутом материале под названием Бессмертие души.

Здесь же хочется остановиться еще на некоторых моментах, вызывающих у людей вопросы и переживания.



Болит душа: что делать?

больКаждый из нас ощущал на себе эту гнетущую, безысходную боль-тяжесть, которой, казалось бы, неоткуда и взяться: ведь душа, как мы знаем, обладает нематериальной сущностью. Как же, в таком случае, может болеть то, чего нет?..

Одно из объяснений подобного феномена состоит в том, что в этом случае как бы вступают в некое противоборство между собою две сущности человека: его материальная часть, склонная к греходеянию и, соответственно, в итоге, — к грехопадению, — и его Божественная или духовная составляющая.

Именно она-то особенно явно и ощущает, и понимает (если эти определения могут хоть как-то соответствовать пояснению намерений субстанций нематериальных) греховность или неправедность тех или иных наших действий и поступков.

Именно наше духовное начало и пытается усмирить наши бренные помыслы и устремить их на поиски идеального мира в себе и в окружающем нас пространстве. В этом, я думаю, и заключается суть термина спасение души в христианстве.

Неприкаянная душа: что это значит?

В этом случае также существует несколько толкований этого выражения.

Одни считают, что возникло оно от слов, символизирующих процесс отпущения человеческих грехов (каяться, покаяние): то есть неприкаянная — есть душа, не покаявшаяся.

Другие же рассматривают эту ситуацию сквозь призму глагола прикаять (определить чему-то место, что-то куда-то приспособить).

В религиозном смысле и в любом случае, речь здесь идет о душе, не нашедшей своего вечного пристанища и вынужденной поэтому продолжать свои скитания.

Ситуации здесь могут быть разные. Но, так или иначе, — неприкаянными становятся души, по тем или иным причинам продолжающие быть привязанными к Земле. В энергетическом смысле они все еще, несмотря на смерть тела-оболочки, остаются пребывать на земном плане.

О подробностях таких примеров мы будем еще рассказывать. А пока — хотим предложить Вашему вниманию весьма неоднозначного характера видеоролик.

История отступления






Посмотрите, подумайте, проанализируйте… А мы не станем здесь делать никаких выводов:

«Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти…»

Автор текста: ExtraNorm



Рекомендуем прочитать
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.