Эпикурейство это эпикуреизм?.. Кто такие эпикурейцы и какой след они оставили в истории? Все или почти все из основных этических учений, взглядов и воззрений, над которыми заново бьется сегодня современное человечество, — были уже открыты, озвучены и продемонстрированы нашими великими предками. Но что мы помним об этом?
Философ Эпикур
Эпикур Самосский — один из ярчайших философов, живших в эллинистическую эпоху (примерно 341-271 годы до нашей эры). Его учение — учение Эпикура, эпикурейство или эпикуреизм, — как оно стало называться в истории, —явилось, можно сказать, апофеозом учения по достижению человеком счастливой и радостной жизни.
Эпикур достиг широкой известности, благодаря созданной и разработанной им теории, которая распространилась на три основных направления человеческой жизни: этику, физику и теорию познания.
Доктрины античности, — а это огромное количество дошедших до нас теорий и учений, — несмотря на свой преклонный возраст, и в наше неоднозначное время могут быть своеобразными ориентирами для многих людей, желающих задуматься не только о форме жизни, но и о глубоком и многозначном ее содержании. И наоборот.
Учение Эпикура Самосского
Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином эпикуреизм. Это учение можно условно разделить на три части:
- философия Эпикура или, как еще принято называть основное ее направление — эпикурейство;
- физика, дающая нам понимание о мире, вселенной и о природе вещей: здесь автор выступает как материалист, и в этом прослеживается связь атомистического материализма Демокрита и Эпикура;
- теория Эпикура о Богах.
Согласно этой теории, Боги и их существование — вовсе не есть непреложный факт. Ибо, если бы они действительно существовали, то могли бы, по мнению философа, истребить мирское зло. Если же они этого по каким-то причинам не делают — возникает естественного рода сомнение в их существовании.
Эту свою мысль Эпикур озвучивал, впрочем, весьма осторожно, понимая, что не стоит оскорблять официальные верования толпы и общую уверенность всех народов на этот счет…
А вообще-то — Богу, если он даже и существует, — вовсе нет никакого дела до людей, — считал Эпикур. И всё хорошее, и всё плохое, что с нами происходит — есть не что иное, как результат либо удовольствия, либо боли.
Суть эпикурейства
Но Эпикур жил, как известно, до Рождества Христова, мы же с вами живем сегодня и сами можем уже сделать вывод о том — насколько человечество преуспело или не преуспело в достижении этой цели…
Немного из Эпикуровской биографии
Его жизнеописание — биография — известны: человек этот — выходец с острова Самос, что находится в Эгейском море. С детства мальчика обучали философии последователи платоновского учения. В юношестве молодой философ отправился на воинскую службу в Афины и, закончив службу, попадает в Колофон (современная Турция).
Дальше было еще много самых разных переездов и путешествий, но, в конце-концов, Эпикур возвратился в Афины (306г. до нашей эры), где и остался до конца своей жизни в 270 году до нашей эры. Здесь философ обзавелся наделом земли и основал на нем свою школу.
Сад Эпикура
Именно в нем, в эпикуровском саду, и начала свою работу школа, которую открыл мыслитель. Здесь проводились занятия для тех, кто любил и почитал философию, желая разобраться в перипетиях жизни. Надо сказать, что кроме мужчин, в этой философской школе обучалась и жена Эпикура Темиста — и это был первый прецедент, когда в Греции к изучению наук была допущена женщина. (Можно прочитать, однако, и о том, что у Эпикура никогда не было жены и, как следствие, детей… Однако, однозначного мнения на этот счет в истории, похоже, не осталось).
Эпикурейский образ жизни
представлял собою дружелюбное сосуществование единомышленников. Оно было достаточно скромным и неприхотливым и проходило в приятном времяпровождении и дружеских беседах, где люди могли также открыто анализировать свои поступки. Они собирались за чтением эпикуровских трактатов, заучивали основные положения эпикуровского учения, такого, например, как своеобразный девиз эпикурейцев — четвероякое лекарство:
Не нужно бояться Богов. Не нужно бояться смерти. Благо легко достижимо. Зло легко переносимо.
Эллинистическая философия эпикуреизма заключается, как мы уже отметили, в достижении людьми наслаждения и удовольствия. Отсюда же берет свое смысловое начало и понятие гедонизм: разновидность этического учения о том, что наслаждение — и есть высшее благо для человека. И стремление к нему нужно рассматривать как основной принцип человеческого поведения.
Однако, надо отметить, что, в отличие от некоторых других античных философов, исповедующих жизненный принцип удовольствий и наслаждения (Аристипп), Эпикур считал удовольствием, как таковым, прежде всего, — отсутствие страдания:
Мы нуждаемся в удовольствии там, где страдаем от его отсутствия.
Именно поэтому, скорее всего, он не был сторонником любого рода излишеств и считал, что самый правильный путь к стабильному удовольствию в жизни — это
осознанное освобождение себя от излишних потребностей, опасений и забот. То есть — достижение состояния душевной тишины и спокойствия.
В конце концов, Эпикуру удалось достичь своей конечной жизненной цели: он пришел к состоянию полной невозмутимости (атараксии), что, несомненно, можно считать его победой над страстями человеческими и жизненной суетой.
Погоню за славой и почестями Эпикур считал величайшим человеческим безумием.
Проживи свою жизнь незаметно: эта установка была его золотым правилом. Все заботы человека, полагал Эпикур, должны быть сосредоточены в области сохранения душевного и телесного здравия, а также — достижения духовной независимости. И всего этого можно достичь с помощью философской мудрости, основанной на законах природы и на осознанном отречении от излишней мирской суеты.
Школа эпикурейцев просуществовала около шестисот лет
Ее основы и установки приобрели множество сторонников и последователей и у жителей древнего Рима. Так, известное сочинение Лукреция Кара О природе вещей явилось своеобразным гимном и источником распространения эпикуреизма и в дальнейшем.
Главные враги человеческого счастья, по Лукрецию, — тот же самый страх перед божеской карой, то же самое неведение — в отношении понимания настоящей человеческой природы и места человека в мире и в космосе, и, в результате, — те же самые неудержимые человеческие страсти…
Теория познания Эпикура
Сам философ называл свое учение каноника. Потому что суть его заключается в постижении своеобразных жизненных критериев и канонов настоящей истины. Основным таким критерием он считал наши жизненные ощущения. Именно от ощущений, по мнению Эпикура, зависят действия нашего разума.
Иными словами, — все наши ошибки проистекают именно от ошибочных суждений, в то время как ощущение ошибочным быть не может.
Смерть Эпикура — проста и банальна. Умер великий мыслитель в 72 года от обычной мочекаменной болезни. И, в этой связи, еще раз приходят на ум его высказывания, суть которых в следующем:
- Своим появлением в этом мире человек обязан лишь самому себе и своим родителям;
- Он есть не что иное — как результат естественного развития природы;
- Боги, возможно, и существуют, но в нашу жизнь они не вмешиваются;
- Судьба человеческая зависит лишь от него самого;
- Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
Не в этом ли и заключается подлинный смысл нашего существования?..