Рассуждая о том, что такое аскеза, аскетика и аскетический образ жизни, важно правильно понимать и применять эти понятия на практике, чтобы не попасть в ловушку чьих бы то ни было не всегда справедливых догм и установок. Хотя, надо иметь в виду, что понятия аскеза и аскетизм — явления одного смыслового ряда.
- Аскетический образ жизни и гедонизм
- Аскет — это человек, который
- Гедонист — тот, кто
- Подлинные причины аскезы и аскетизма в нашей жизни
- Правила аскезы (аскетизма): для чего они нужны?
- Аскеза для мужчин и женщин
- Мужская аскеза
- Аскеза речи и ума
- Истинные и ложные цели самоограничения
- Эмоции и страсти человеческие
- Аскетизм, гедонизм или золотая середина?
- Эвдемонизм
Аскетический образ жизни и гедонизм
История знает немало разного рода лжеучений и заблуждений на эту тему. И в этой связи стоит отметить, что подлинными целью и смыслом аскетической жизни у последователей этого направления является не просто подавление своих человеческих страстей либо тех или иных своих природных особенностей, а преодоление тех из них, что мешают человеку стать, в конечном итоге, более счастливым и подняться на новую ступеньку духовного совершенства.
Существует и такой, достаточно примитивный, скажем, взгляд на мир, когда считается, что аскеза и аскетизм — это хорошо, а вот гедонизм или гедонистический образ жизни — это плохо.
На самом же деле — ни первое, ни второе — не есть ни хорошо и ни плохо. Потому что и умение довольствоваться в жизни малым (аскеза, аскетизм), и желание получать от нее как можно больше удовольствий (гедонизм) — есть, всего лишь навсего, — разные стороны одной жизненной медали.
Судите сами:
Аскет — это человек, который
ограничивает себя во всем, в результате, как ни странно, начинает получать радость от тех жизненных”мелочей”, которые, так или иначе, происходят в окружающей его реальности, независимо от его желаний. Со временем такой человек приходит к тому, что лучше чувствует и, как следствие, — лучше понимает мир вокруг, получая удовольствие просто даже от своего в нем существования.
Гедонист — тот, кто
больше погружается в радости житейские, не замечая вокруг себя ничего иного. Вот и выходит, что больше радости человеку начинает приносить не зависящее от него окружающее бытие, в то время как любая зацикленность на внешнем и сиюминутном — есть какое-никакое, а все же ограничение.
Однако всё это можно прочувствовать, находясь уже на более высоком духовном уровне, позволяющем человеку беспристрастно анализировать происходящее.
Интересную мысль обнаружила я, в этой связи, у одного из исследователей этой темы:
Аскет — это потенциальный Учитель, который может передать людям свое видение и понимание мироустройства; гедонист же — тот, кто, развивая свои навыки и способности в мире материальном, вызывает у других потребность ему подражать или его, как говорится, переплюнуть.
Вот вам и стимуляция развития и прогресса. Неплохой анализ, не правда ли?..
Подлинные причины аскезы и аскетизма в нашей жизни
Мир современного человека сложен и многогранен. Говоря о причинах перехода к аскетическому образу жизни, можно отметить, прежде всего, телесные и душевные человеческие недуги или отклонения от нормы (в его понимании).
Проще говоря — мы начинаем задумываться на эти темы, когда, как говорится, “рак на горе свистнет” или когда становится уже очевидным, что так дальше жить нельзя. (Причины и критерии этого состояния, опять же, носят, как правило, глубоко личный характер).
И вот — например:
- Человек заболел или вовсе потерял здоровье;
- Он почувствовал, что кроме его физического облика в нем существует еще нечто…;
- Он решил расширить границы своих человеческих способностей;
- Он хочет улучшить свою карму;
- У него возникло желание улучшить мир…
И во всех этих случаях, как некая панацея, приходит, как правило, мысль о том, что: не пора бы остановиться, задуматься, как-то переиначить свой подход к земному своему существованию и, как следствие, — с чего-то начать этот непростой, но благородный путь самосовершенствования…
Заповедей Божьих обычно в этом случае уже недостаточно. Важно осознать, что пора приложить личностные усилия, для того, чтобы эта самая личность получила бы свое как бы новое воплощение…
И вот тут-то возникает необходимость ознакомиться со следующим пунктом нашей Божественной программы:
Правила аскезы (аскетизма): для чего они нужны?
Правила аскетизма возникли не на ровном месте. Они — плод уже опробированных жизненных сценариев, чьих-то достижений и преодолений. И потому — скепсис тут неуместен, и стоит обратить на них самое серьезное внимание:
- Не афишируйте среди людей и социума свое намерение стать на путь аскетизма;
- Продумайте, какая именно из аскетических практик Вам подходит;
- Практикуйте выбранный метод аскезы регулярно;
- Научитесь получать удовлетворение от выбранной аскезы и находиться в положительном состоянии духа как во время ее проведения, так и после этого;
- Помните: всегда предпочтительнее довести до конца какую-то из несложных практик, чем не справиться со строгим ограничением, его нарушив.
Аскеза для мужчин и женщин
Аскетические практики подразделяются на мужские и женские. Дело в том, что Аюрведа утверждает, например, что мужчины и женщины имеют разного рода энергии.
Так, мужская энергия — это энергия Солнца, женской же считается энергия Луны.
Солнечная энергия, в отличие от Лунной, обладает более активной деятельностью, решительностью и явными проявлениями физического характера. Луна же, напротив, отвечает за интуитивную и психически-эмоциональную сферу человеческой жизни.
Соответственно, мужские аскезы будут отличаться от женских — и наоборот. Тех, кто это не учитывает и игнорирует эти особенности, может ожидать постепенное развитие в нем не свойственных его полу качеств.
Мужская аскеза
Она больше свойственна мужскому началу. Практикуя мужские аскезы, возможно усилить свою солнечную энергию, укрепить свои силы и физические возможности. Обычно мужчины используют такого рода практики:
- Подъем рано (в 3-4 часа утра);
- Обливание холодной водой;
- Сложные силовые физические упражнения;
- Тело и одежда содержатся в чистоте и строгости;
- Доступ к видам материального комфорта сознательно ограничен;
- Практикование усиленного, длительного труда;
- Ограничение в пище и еде;
- Практика пешей ходьбы, часто босиком.
Аскеза речи и ума
Женщины, как правило, используют аскезы словесного (аскеза речи) и умственного (аскеза ума) характера, то есть, ключевым словом в этой ситуации можно считать слово осознанность, а также — чувственно-эмоциональный аскетизм. И, как результат, — соответствующие этим качествам женские практики:
- Все домашние дела выполняются в состоянии осознанной к ним любви;
- Поддерживаются хорошие отношения с окружающими;
- Приветствуется занятие рукоделием;
- Важно заботиться о состоянии своего тела (волосы, кожа, ногти);
- Бескорыстно помогать нуждающимся в помощи, проявляя к ним любовь и сострадание;
- Не допускать болтовни, пустословия, сплетен;
- Контролировать свои мысли;
- Не стесняться просить о помощи, если в этом возникает необходимость.
Истинные и ложные цели самоограничения
Преодоление — вовсе не означает подавление: вот почему осознанные аскеты никогда не превращаются в невротиков.
Современная психология несколько корректирует, можно сказать, представления православной аскетики о том, как надо обходиться со своими страстями. Часто от верующих можно услышать, что свои страсти и эмоции надо подавлять.
Но, как показала жизнь, такой рецепт не всегда есть правильное решение. Ибо всё, что мы банально в себе подавляем — не исчезает из нашего сознания бесследно, а напротив: наносит нашему организму — и физическому, и психическому — непоправимый вред, забираясь в подсознание, оседая блоками и зажимами в нашем физическом теле, что неизбежно приводит человека и к физическим, и к психическим заболеваниям.
Другое дело, когда мы имеем дело не с обычным неосознанным подавлением своих желаний и страстей, а с их распознанием, пониманием и разумным сдерживанием. И в этом случае между христианской религией и психологией нет противоречия.
Ментальные механизмы защиты нашего разума и привычек делают всё возможное для того, чтобы сохранить для нас уже существующую зону комфорта. И это — одна из причин нашей, зачастую, полной слепоты по отношению к своим мыслям, поступкам и истинным тем или иным мотивациям.
Блажен не тот подвижник, кто творит чудеса и даже воскрешает мертвых, а тот, который видит свои страсти. — Исаак Сирин.
И речь здесь идет, прежде всего, об осознании и покаянии.
Эмоции и страсти человеческие
Их важно различать. Ибо эмоции — вовсе еще не страсти, и их подавление не может быть, с точки зрения религии или с какой бы то ни было иной точки зрения, недостойным и греховным, как не может им быть мышление или, скажем, пищеварение.
А вот какой поступок будет следовать за нашей эмоцией — это уж зависит от человека. И умение считывать и анализировать свои эмоции, чтобы правильно определить свое состояние, что называется, “на берегу” — это уже привилегия думающих и осознанных людей. И к этому стоит стремиться
Аскетизм, гедонизм или золотая середина?
Этот вопрос, я думаю, возникает сегодня у многих. Отвечать на него можно долго, приводя в подтверждение разумности той или иной точки зрения многочисленные мнения, мысли и опыты самых разных людей.
Мне же хочется завершить это небольшое исследование, включив в него еще один не самый известный термин:
Эвдемонизм
А это еще что? — можете спросить вы. Ответ на этот вопрос прост, понятен и лаконичен:
это человеческое стремление к счастью.
То есть, — этим словом определяется целое направление этики, которое считает основным критерием нравственного человеческого поведения именно его стремление к счастью. То есть — к его, собственно, достижению. Ибо именно счастье, как считают эвдемонисты, и является для любого человека наивысшим благом.
Так-то оно так… Но и в этом случае, — возникает вопрос: а счастье — это что?..
И ответ на него опять вводит нас в пучину предположений и недосказанностей, ибо, несмотря даже на некоторые общие его критерии, мы видим на всем протяжении человеческой истории одну и ту же ситуацию: у каждого счастье — своё.
И главное, по-видимому, чтобы твое собственное счастье или стремление к нему, не заедало, как говорил когда-то Л.Н.Толстой, чужой век. Или — не заедало бы чужое счастье…
Как этого достичь? Вот это и есть, по-моему, вопрос вопросов.