Стоицизм – концептуальная философская школа, зародившаяся около 300 года до нашей эры в Древней Греции. Это течение повлияло на развитие многих процессов и, в том числе, научных. Его влияние на развитие человеческой цивилизации продолжалось вплоть до падения Римской империи, но продолжается оно и в наши дни.
Измени свое отношение к вещам, которые тебя беспокоят — и ты будешь в безопасности.
- Задачи и принципы стоицизма
- Суть основных мыслей и идей
- В восприятии стоиков мир был целостным и гармоничным
- Миссия стоиков состояла в единении с природой
- Учение
- Разделение на «интеллектуалов» и «глупцов»
- Диоген Лаэртский
- Классификация Клеанфа
- Физика
- Возможность совершать или не совершать те или иные поступки
- Логика стоиков
- Этика и этические размышления
- Как мы видим в наши дни —
Задачи и принципы стоицизма
С самого начала своего появления это философское направление получило название «зенонизм» по имени своего основателя – Зенона Китийского, передававшего свои идеи последователям и сторонникам. Еще за сто лет до возникновения зеноновской школы афиняне называли стоиками группу поэтов, сходившихся в дебатах на рынке в Стоа Пойкиле.
На первых порах Зенон не мог позволить себе читать лекции в престижном здании Академии Платона или Лицее Аристотеля. А под расписанным Полигнотом, рыночном портиком, слушать лекции философа и участвовать в дебатах могли в те времена все желающие.
Стоицизм получил распространение среди интеллектуальной элиты в античном мире. К ним себя причисляла практически вся верхушка общества. После официального признания христианства государственной религией античный стоицизм пережил кризис, однако всплеск нового к нему интереса возвращался на протяжении истории неоднократно.
Это происходило и в эпоху Ренессанса (неостоицизм), происходит и в наше время. Термин и понятие стоицизма в целом имеет и другое название, а точнее, — свое переносное значение. Его можно определить словами стойкость, мужество, бескомпромиссность.
Суть основных мыслей и идей
В своем учении стоики отводят особую роль внутреннему миру человека. Он для них — хранитель всей человеческой предметно-практической деятельности, он же и источник анализа и познания вещей.
Интересно, что в отличие от современного толкования, душу в те времена воспринимали как нечто материальное. В отдельных случаях ее позиционировали даже как пневму – сочетание воздушной и огненной стихии. Интеллект – это основная часть души. Благодаря разуму, человек обладает исключительным даром управления логикой и другими психическими процессами.
Сознание, с точки зрения стоиков, является посредником между человеком и внешним миром, а каждый индивид входит в систему мирового разума, являясь его частью.
В целом смысл концепции стоиков заключался в том, чтобы избавить человека от давления на него окружающего мира. Они предпочитали собственную линию поведения, основами которой были:
- духовная эволюция;
- признание ценностей мировой культуры;
- внимание к прогрессу и совершенствованию;
- приумножение мудрости.
Согласитесь — весьма актуальные для сегодняшнего дня принципы.
В восприятии стоиков мир был целостным и гармоничным
Цель человеческой жизни с позиции этики – жить в гармонии с природой. В природе все подвержено преобразованию и движению. Мироздание – живой организм, все элементы которого закономерно взаимосвязаны между собой. Материя неподвижна, у нее отсутствуют любые физические особенности.
Бог – материальная сущность, создающая Вселенную. Центр теологии логос – целостный священный разум, осуществляющий контроль над всеми действиями.
Миссия стоиков состояла в единении с природой
В связи с этой целью они намечали для себя и вытекающие отсюда задачи:
- сформировать человека, обладающего духовной свободой и силой духа для освобождения от влияния внешних обстоятельств;
- выработать в людях нравственные возможности для противостояния беспорядочной стихии;
- показать людям модель жизни в соответствии с человеческой совестью;
- научить воспринимать проблемы с юмором;
- взрастить в человеке толерантное отношение к вероисповеданию окружающих и любовь к ним;
- использование теоретических положений своей доктрины на практике.
Учение
В своей философии стоики придерживались доктрины высшего разума. Прежде всего, они проявляли внимание к практическому использованию интеллекта, относительно которого в целом они занимали весьма критическую позицию.
Представители этого течения не восхваляли интеллект как абсолютную ценность, способную напрямую осуществлять познание истины. Они считали, что факты не могут восприниматься из внешнего мира в готовом виде. Истина вырабатывается в ходе осознания ее разумом, становясь при этом осознаваемой реальностью.
Один из представителей греческого скептицизма говорил, что стоики признавали истинным не всё то, что они переживают и представляют, а лишь часть от всего этого.
Истина для них не принадлежит к внешним проявлениям, но и не считается продуктом мыслительной деятельности. Она находится где-то посередине: это, скорее, – результат интеллектуальной оценки явления или объекта. И этот процесс требует мыслительного напряжения, а оно, по мнению стоиков, доступно не всякому, а лишь избранным: мудрецам.
Разделение на «интеллектуалов» и «глупцов»
Стоики понимали несовпадение высших философских постулатов и окружающей нас реальности. Отдельные ученые высказывают даже мнение о том, что стоики расценивали существовавшую тогда социальную ситуацию как необъективную в принципе.
Это, естественно, вызывало их скепсис по отношению к таким понятиям как праведность и беспристрастие. И понятие разума и разумности как первоосновы всего сохранилось у них лишь в отношении природы.
Поскольку стоицизм есть конкретное направление философии — стоит рассмотреть, какимжеобразом преломлялась эта наука в умах стоиков.
Диоген Лаэртский
Ссылаясь на Зенона Китийского, он разбивал философскую доктрину стоиков на 3 составляющих: физику, этику и логику. Такое разделение последователи стоицизма переняли от платоников.
Предположительно, именно Зенон пустил в оборот само понятие логики. Интересны, в этой связи, его стоические образные параллели философии. Ее сравнивали:
- с плодовым садом, где логика символизирует изгородь, обеспечивающую защиту, физика соответствует подрастающему дереву, а этика представляет собой плод;
- с животным, у которого кости служили символом логики, мышцы ассоциировались с физикой, внутренний мир обозначал этику;
- с яйцом, в каком скорлупа изображала логику, белок олицетворял физику, а яичный желток – этику.
Классификация Клеанфа
А она значительно отличалась от общепринятой. Клеанф делил философию на риторику, политику, диалектику, теологию, этику и физику. Представитель ранних стоиков Хрисипп из Сол поддерживал систематизацию Зенона: на первом месте у него стояла логика, однако на второй позиции размещалась этика, в отличие от Зенона, ставящего физику перед этикой.
Таким образом, очевидно, что термины, которые привыкли использовать мы, в значительной мере отличались от тех, что брали на вооружение стоики, пытаясь в своих бесконечных поисках определить, исходя из возможностей разума, суть тех или иных вещей.
Все эти мудреные классификации предпринимались, по-видимому, для того, чтобы найти объяснение и обоснование одному из основных и глобальных понятий, над которым во все времена бились умы человечкские, а именно: что есть добродетель…
Физика
Это понятие подразумевало у стоиков более основательное и обширное положение, чем обычное современное научное о нем представление. Последователи стоицизма включали в него глубокое содержание. Физика для них — это:
- восприятие мира;
- божественное согласие и гармония;
- разумное управление всем происходящим.
В зависимости от области жизнедеятельности, физика у стоиков расчленяется еще на несколько разновидностей, охватывающих даже аспекты человеческого организма, самих богов, а также таких понятий как рубеж, протяженность, вакуум, начало.
Возможность совершать или не совершать те или иные поступки
Этой возможностью обладают, по мнению стоиков, лишь тела. Основная же преграда в судьбе человека на пути к счастью и согласию – это его эмоции.
Исходя из теории стоицизма, человеческие поступки являлись базовой величиной и категорией. Именно они, вызванные той или иной эмоцией, приводили человеческую жизнь либо к процветанию, либо к разрушению. Для стоиков эталоном мудрости выступал бесстрастный мудрец.
Именно представители стоицизма впервые постигли сущность научного подхода к человеческой жизни. Их основными постулатами было:
- Не считать аксиомой бесспорное.
- Не полагаться на достоверность.
- Непрерывно заниматься поисками правды.
Логика стоиков
Она обозначала, прежде всего, постижение внутреннего и внешнего взаимодействия и складывалась из риторики (мастерства красноречия) и диалектики (метода аргументации и способа мышления, исследующего противоречия).
В логику входили учения о представлениях, суждениях, выводах и аргументах. Теория познания стоиков основывалась на материи как на исходном пункте. Хрисипп при этом считал, что осознание преображает наше материальное жизнеощущение. Зенон же полагал, что понимание запечатлевается в душе, как в воске.
Этика и этические размышления
Они базируются, прежде всего, на сознании ответственности. Жизнь должна соблюдать законы природы и повиноваться судьбе. Совершенство внутреннего мира достигается посредством познания страстей, избавления от них и стремлением человека жить по нормам нравственности. А следование своему человеческому долгу позволяет обрести ему внутреннюю свободу.
В области этики стоицизм во многом сходен с учением киников (кинизм — ответвление одного из учений Сократа: поиск новых способов жизни вне падшего общества). Стоики-космополиты считали всех людей теоретически равноправными по социальным, национальным и гендерным признакам перед мировыми законами.
При этом этическое деяние и поведение, самоутверждение и развитие, приветствовалось и вело, по их мнению, к всеобщему благополучию. Порочные же поступки и наклонности ведут, напротив, к вырождению и разрушению природы человека.
И чтобы не впадать в зависимость от внешних сил, важно развивать в себе аскетизм и умение этим внешним силам противостоять.
Благо для стоиков – это не просто способность выживать физически, а возможность жить в соответствии с собственным разумом – исключительной поддержкой человека в мире. Для них имеет значение не итог, а сам процесс мышления и его корректировка в случае необходимости.
Как мы видим в наши дни —
такая необходимость появилась в мире уже давно. Неслучайно пространство пестрит призывами к осознанности, самосовершенствованию и проч. И сегодня это уже не просто слова. Это уже — вопрос выживания. Вопрос способности аккумулировать в себе высокочастотные энергии, идущие на землю из Вселенной уже в наше время и на наших глазах.
И даже сегодняшние мировые катаклизмы, которые ввергли жизнь человеческую в бесконечную череду испытаний и попыток в той или иной ситуации просто выжить — это, как мне кажется, — уже одно из грозных предупреждений.