Антропософия Рудольфа Штайнера: наука или секта?

Антропософия — это часть теософской науки. Еще ее называют антропософия Штайнера, так как именно Рудольф Штайнер заложил базовые понятия этого явления и развил его, организовав в 1913 году совместно со своей  супругой и несколькими их соратниками Антропософское общество.

Антропософия Штайнера

антропософия - познание себя и бога

Чтобы понять, что  представляет из себя антропософия, как таковая, — важно разобраться в ее корнях и истоках. А лежат они в теософии. Термин теософия, в переводе с греческого  “божественная мудрость”, обозначает теоретическую часть оккультизма, и в широком смысле его можно трактовать как  мистическое познание Бога и естественного порядка вещей на планете.

Над отметить, что в антропософии христианство и православие играют немаловажную роль, и сам смысл этого созданного теософского направления, как характеризует его основатель, заключает в себе нечто, что можно определить как наука о духе. Кстати, появление такой теории и такого рода науки — нечто совершенно новое для западной культуры.

В целом же учение антропософии предполагает раскрытие методов развития человека за счет расширения его кругозора и мышления.

Антропософское общество: высшая школа самопознания или секта?

Гетеанум, Швейцария. Антропософское общество

Это общество просуществовало вплоть до 1923 года, но на пороге грядущего 1925 г. на Рождественском Собрании оно было реорганизовано, и Штайнер объявил о создании его нового воплощения — Всеобщего Антропософского общества. Надо сказать, что эта организация существует и поныне. Ее штаб-квартира расположена в Швейцарии, а последователями трудов Рудольфа Штайнера и членами общества на данный момент являются около 45 000 человек.

В чем состояла цель организации? Основатель общества и самой этой науки антропософии Рудольф Штайнер в своем учении стремился исследовать мистическое и запредельное для человеческого восприятия мира научными методами. Впрочем, надо иметь в виду, что сам первый в мире антропософ считал при этом, что заниматься этой наукой могут далеко не все.

Прежде всего, антропософия Р. Штайнера ориентирована на людей, в чьих душах кроется стремление познать тайну существования Вселенной и природу человека в ней.

Рудольф Штайнер и его теософия

теософия штайнера

Философ свято верил в то, что людям пока удается постичь лишь ту часть информации, которую дарует им небо. Также исследователь отрицал всякую принадлежность своей науки к движениям сектантским или же партийным, делая акцент на том, что управления массами в его учениях нет и не может быть. Кроме того, он пояснял, что его методы позволяют постичь истину бытия, исходя из научных методов.

В педагогике Штайнером был также оставлен свой след. Им была образована впоследствии система образования, которая была основана на антропософских принципах. Этот метод в педагогике получил название Вальдорфской педагогической школы.

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

Вальдорфская школа Штейнера

История развития этого движения берет свое начало еще в 1919 году. Некий хозяин фабрики по производству сигарет Вальдорф Астория Эмиль Мольт, вдохновленный лекциями Штайнера, обратился к нему с просьбой о помощи в открытии школы для детей его сотрудников. Так появилась Вальфдорская школа.

Ее принципы, как мы уже знаем, строились на основах антропософии, то есть, прежде всего, —  на духовном воспитании детей. Формы и методы обучение малышей в значительной степени отличались здесь от нам известных, что приняты и по сей день в обычных общеобразовательных школах.

Так, например, в школе не было привычных всем учебников и тетрадей. Оценки учащимся младших классов и вовсе не выставлялись: уже тогда преподавание в классах велось без применения оценочной системы и даже без применения специальной учебной литературы. Предполагалось, что учитель должен быть абсолютно компетентен в своем предмете без помощи любого рода подсказок и шпаргалок.

Философия свободы

свобода, вальдорфская школа

Она закладывалась в души и умы учеников с самого детства. Хотя, тема свободы в еще не вполне сформировавшемся детском мировоззрении — вещь неоднозначная. Но манера донесения информации в школе была настолько деликатной, а критерии и рамки доступного — настолько широкими, что вальдорфские ученики не пренебрегали зачастую и нормами морали-нравственности, воспринимая, порой, свободу — как нечто неотъемлемое и разрушающее все существовавшие до сих пор запреты.

Тем не менее, в целом Рудольф Штайнер посредством вальдорфской педагогики заложил в европейское образование потрясающую основу для взращивания свободных и просветленных умов. Более подробно об этом можно прочитать в его трактате о развитии личности «Вена, Веймар, Берлин».

Антропософия и педагогика: о школе

Школы, работающие по принципу вальдорфских, идут по пути содействия и сотрудничества с личностью ребенка. Их основная идея состоит в том, что образование не должно подгонять идущего по своему пути развития маленького человека.

Но, в то же время, для этого развития предоставляются все возможные его направления.

антропософская школа для малышей

Школы оборудуются, по большей части, органическими натуральными материалами. Дети снабжаются пособиями, которые помогают им самостоятельно мастерить себе игрушки. По сути, игровой процесс, так увлекающий малышей, становится для них перым этапом развития и применения всех их способностей. Но главное в таком обучении — духовное развитие детей.

Обучающие материалы в этом случае подаются некими эпохами (блоками), а учебный день на всех этапах обучения поделен на несколько частей:

  • духовная часть – в этой части должно преобладать мышление в активной стадии;
  • душевная часть – здесь детям преподается эвритимия (понятие взаимного соответствия (греч.);
  • креативно-практическая часть – на этом этапе развиваются творческие навыки: дети в школе занимаются шитьем, лепкой, резьбой по дереву, уроками живописи).

Каждый учебный день в вальфдорской школе несет на себе некий символ определенной обучающей дисциплины, стоящей в этот день во главе обучения: скажем, если сегодня по программе день алгебры или геометрии, то эти предметы, например, детям  предлагается рассмотреть и с позиции … танца.

Дальнейшее развитие вальдорфского движения

личность педагога в вальдорфской школе

Вальдорфское движение, хотя и было поначалу воспринято приверженцами традиционной системы образования довольно скептически, но все-таки одержало верх над принципами традиционного детского воспитания. При таком подходе были налицо: как явный прогресс в образовании, который был очевиден при общении с вальдорфскими детьми, так и то, что личность педагога отбиралась тщательно, приглашались лишь люди, подлинно заинтересованные в этой профессии, что позволяло учителю расти вместе со своими учениками.

И хотя Штайнер был занят и многими другими направлениями постижения мира, передачи своих знаний и духовных открытий людям, но, тем не менее, — он до конца жизни оставался верен принципам своей образовательной школы и справедливо считал, что

педагогика – это основа всех основ в деле воспитания правильного социума.

Не случайно вальдорфское педагогическое движение, зародившись почти два века назад, до сих пор имеет мировое признание.

Но вернемся к антропософии.

От антропософских научных исследований до духовных познаний

Наука о духе или мистика

«Наука о духе» зарождалась, подталкиваемая потребностями общества начала двадцатого века. В то время многие пытались свести воедино взгляды восточной и западной мудрости и самых разных вероисповеданий. Но тонкая грань, отделяющая науку от мистики и оккультизма, все же, присутствовала и здесь.

Порой, эта же грань не давала развиваться и самой науке, а порой – мистике. Но, благодаря усилиям Штайнера, познание Вселенной с использованием научных методик было благоприятно встречено обществом. Мало того, антропософия не может считаться культом или чем-либо в этом роде. Ее активное распространение в сфере образования, например, подтверждает актуальность этого учения даже с точки зрения современных научных знаний.

Исходя из собственного понимания создателем антропософии Рудольфом Штайнером своего учения, его наука не просто способна расширить кругозора человека. Используя методы, предлагаемые антропософией, каждый посвященный в тему может постичь тайны бытия и получить желаемые ответы на многие и многие вопросы, остающиеся открытыми до сих пор.

Антропософская медицина

Надо сказать, что антропософия затрагивает не только теософию, религию и образование. Также мы находим ее отражение в медицине, в сельском хозяйстве и даже в промышленности: тема использования в быту натуральных материалов возникла, к слову говоря, совершенно не случайно.

медицина в антропософии

Известно, что медициной интересовался и сам Штайнер. С помощью антропософских приемов и способов он пытался расширить рамки восприятия не только человеческой души, но и человеческого естества. В конечном итоге, поскольку в этом вопросе все взаимосвязано, понимание этих взаимосвязей может реально помочь человеку добиться более эффективных результатов и в борьбе с болезнями. Этим, собственно, и занимается антропософская медицина Штайнера.

Методику разделения человека на физическое тело, душу и дух в своей практике используют многие врачи и сегодня. Подобного рода терапия, подкрепляемая учением антропософии, уже давно доказала свое право на жизнь, и результаты ее очевидны.

Задумывались ли вы, например, о том, что значит, скажем, обычное тепло в жизни человека с точки зрения антропософии?.. Эта наука считает тепло — седьмым чувством человека. Опять же, антропософское  восприятие тепла отличается от обычного физического его ощущения.

В антропософском случае под этим элементарно понятным каждому словом подразумевается то тепло, которое может излучать сам человек, используя свою астральную частицу. Так, находясь, например, в теплой ванне, он будет отдавать и получать тепло в равной степени, в то время как на холоде его внутреннее тепло будет уходить наружу, в пространство, находящееся вне его телесной оболочки…

Влияние антропософии на работу Weleda

В качестве примера влияния антропософии теперь уже и на производство можно привести такую, скажем, известную компанию как Weleda. Это один из наиболее старых (основана в 1921 г.), но уверенно удерживающих позиции лидеров на рынке индустрии в сфере изготовления биокосметики даже сегодня.

Компания, что интересно, была основана, с учетом философии и научных трудов Штайнера, который, хоть и не был  ее руководителем, но оказал огромнейшее влияние на развитие и продвижение этого бренда.

Но какое, казалось бы, отношение Штайнер имеет к биокосметике? На самом деле, как оказалось, вполне конкретное: ведь он изучал не только теологию, философию, но и химию, а также другие естественные науки, — и список их весьма объемен. Познания в сфере биологии и химии в сочетании с методиками, используемыми в антропософии, помогли Рудольфу Штейнеру и в этом случае создать нечто большее, чем просто обычный продукт…

Созидательные и разрушительные идеи

за и против

Об антропософии можно говорить много и долго. Можно приводить в связи с нею самые разные примеры. Среди них, впрочем, есть и “за”, и “против”. Разные издания в разные времена имели разные суждения об этом социальном феномене. Общее определение и толкование антропософии дает и некий журнал Ставрос. Здесь можно найти на эту тему вполне критические суждения и замечания. Так, по сведениям этого источника, согласно догмам православной церкви, утверждение приоритета духовного начала, излагаемое в антропософии, более чем не верное. Хотя…

Возможность прохождения жизненного пути и познания таинств Вселенной без помощи божественного характера — эта идея, быть может, в чем-то и противоречит канонам православного христианства… Но, думаю, и на это противоречие у нас нет однозначного ответа.    

Подробнее о Штайнере.  

Автор и создатель сайта Extranorm Pro
Задать вопрос
Рекомендуем прочитать
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Extranorm Pro необычное и паранормальное
Комментарии: 7
  1. Людмила, 70 лет, учитель истории и английского на пенсии

    Уважаемая Наталья! Спасибо за статью. Но для меня неприемлема вообще такая постановка вопроса – секта. Если вы ставите задачу просто познакомить людей, незнакомых с этой темой, это открывает простор для нежелательных представлений об антропософии. В моём понимании слово “секта” оскорбительно для памяти Этого Человека, Посвящённого нашего времени. Если вы знаете, он часто говорил о своём благоговении от прикосновения к какой-либо раскрываемой теме, особенно о Христе. У меня душа пела, я летела буквально на крыльях домой, когда удавалось купить книгу Рудольфа Штайнера. Господи, на сколько вопросов он ответил, которые до сих пор с умным видом мусолят некоторые авторы. Мне кажется, любая статья о нём должна защищать его однозначно, а не предлагать что-то на выбор. Я во всех книжных магазинах пишу в книге предложений об их ответственности, которую на себя берут менеджеры, заполняя полки книгами Блаватской, Безант и т.д., которые преследовали Р.Штайнера, а самого Штайнера вообще не дают читать людям. Нет его книг! Я уверена, например, что у меня самое большое собрание его книг в городе, хотя у нас очень богатая краевая библиотека в Хабаровске. Только бывая в Москве, в специальных магазинах, я могла покупать его книги. У меня тоже мечта – создать свой сайт и рассказывать о том, как появился человек, мир и т.д. доступным для неподготовленных людей языком. Ведь в интернете нет ответов на самые животрепещущие вопросы, раскрытые антропософией. Задашь вопрос – а там целая огромная статья или книга. Вы не можете мне помочь с созданием такого сайта? Или может вы захотите объединить наши усилия. С уважением, Людмила.

    1. Наталья Громова (автор)

      Уважаемая Людмила, благодарю Вас за такой развернутый комментарий! Приятно осознавать, что в нашем мире остались еще люди, понимающие значение таких имен как Р.Штайнер и его последователи.
      По поводу информации и ее интерпретации – я как автор могу лишь предложить читателю те или иные сведения, которые кажутся важными или интересными мне самой. Как отнесется к той или иной информации читатель – “нам не дано предугадать”)) Каждый понимает то, что он способен понять в определенный момент своей жизни. И я за это, естественно, ответственности нести не могу) Думаю, – это очевидно.
      Что касается создания сайта – это тоже выбор каждого. Когда-то мне захотелось разобраться с этой темой и я создала несколько сайтов, где делюсь с людьми разной информацией. Такая возможность есть сегодня у каждого – было бы желание) Всё в Ваших руках!

  2. Мухамед

    Очень жаль,что вам оказалась близка ЭТА антропософия.Не читали труды Алисы Бейли?Там тоже очень научно и доказательств по-боле.Потому что писались эти труды под диктовку главного иерофанта темных сил,на тот момент являвшегося главой Иерархии темных сил.В 1949г. 16 октября с ним было покончено. Но это уже отдельная история. Они стараются во всем подражать силам Света и труды А.Бейли вышли следом за публикациями “Агни-йоги”,которые написаны Е.И.Рерих под диктовку Вл.Мория. Их организация “Люцис Траст” зарегистрирована в Нью-Йорке в ООН.Как видите активности им не занимать.В отличии от светляков не смогших противостоять отъему и разграблению МЦР.
    Что касается Р.Штайнера.Он был очень сильно обижен, что не его выбрали Президентом Теософского общества.Через ослабленную вследствие обиды ауру проник темный иерофант достаточно высокой степени.Ему удалось захватить физическое тело Штайнера в течение нескольких лет. И к концу жизни это был уже совсем не Рудольф Штайнер. Почему бы вам не следовать истинным Учениям которые даны через Е.П.Блаватскую и Е.И.Рерих, а также Б.Н Абрамова “Грани Агни-Йоги”. Есть еще один источник довольно серьезный. Боюсь только,что не сможете его настоящую ценность различить сразу и назовете его сектой. Это не информация,а Знания. А за кажущейся простотой отпугнувшей многих интеллектуалов-бездна смысла.Все доказательства находятся в сердце.Я советую не спешить,а прислушаться к сердцу прежде чем делать окончательные выводы.
    Я желаю вам успехов на духовном пути.

    1. Наталья Громова (автор)

      Благодарю Вас, Мухамед, за комментарий! Вижу, что Вы— человек, который также интересуется подобными вопросами — и это уже само по себе замечательно. Что же касается трактовки личности Штайнера, то моя задача как автора — познакомить читателя с базовыми понятиями явления, им созданного. А интерпретации той или иной незаурядной личности бывают, как правило, в социуме самые разнообразные… И каждый человек, в конечном итоге, верит в то, во что он верит…

    2. Шаман

      Мухаммед, а можете пояснить, почему я должен верить тому, что именно ВЫ говорите правду, и что это ваш текст не является внушением Тёмного Иерофанта, который полностью завладел вашим разумом, так что вы этого совершенно не замечаете?

      Можете ОБОСНОВАТЬ хоть что-то из ваших утверждений так, чтобы я мог согласиться с ним не потому, что вы так уверенно обличаете одного автора (Штайнера)и фанатично превозносите другого (Е.Рерих), объявляя учение одного полностью “тёмным”, а другого – написанным под диктовку исключительно Высших Светлых сил, а потому что ваши доводы и аргументы кажутся мне убедительными?

      Можете привести источники, по которым вы изучали антропософию Штайнера, и откуда вами взято хотя бы вот это утверждение:

      “Что касается Штайнера. Он был сильно обижен, что его не выбрали Президентом Теософского общества. Через ослабленную вследствие обиды ауру проник тёмный иерофант достаточно высокой степени. И к концу жизни это был уже совсем не тот Рудольф Штайнер” ?

      Когда вы делаете подобные заявления, то ОБОСНОВАТЬ вы их чем ещё можете, кроме крайне уверенного в своей абсолютной правоте тона?

      Вы советуете “не спешить, а прислушаться к сердцу прежде чем делать окончательные выводы”.

      Прекрасный совет. Я вот очень чутко прислушался к своему сердцу, и оно внятно мне подсказало, насколько стоит доверять людям, со столь заносчивой самоуверенностью навешивающим ярлыки “ложных” и “истинных” учений, и категорично делящим людей на “тёмных” и “светлых”, а их последователей – на “правильных” и “неправильных”.

      А ещё мне сердце подсказало, что категоричность оценок и однозначность суждений в категориях “чёрное-белое”, где основным доказательством правоты является: “поверьте мне, я точно знаю” – это далеко не те приёмы убеждения, которыми пользуются Светлые Силы.

  3. Боб

    Мне очень близка антропософия Рудольфа Штайнера, никогда не считал, что это секта, потому что ко всему сказанному приводится очень много доказательств. Все выглядит вполне научно.

    1. Наталья Громова (автор)

      Благодарю Вас, Боб, за Ваше мнение! Согласна.

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: