Орфизм — территория магии и искусства

Орфизм – древний и почти уже утерянный культ. Учение орфиков было одним из составляющих античной предфилософской мифологии, а также— предвестником существующей сегодня в мире религии единобожия.

Кто такой Орфей и что такое орфизм

Орфей и орфизм в скульптуре

Орфическое учение начинается с тех времен, когда перевоплощения обычных бытовых историй, пройдя сквозь столетия, ложились в основу мифов. Сладкоголосый музыкант Орфей, который являлся олицетворением искусства и его могущества — силе его удивительных песнопений подчинялись не только люди, но боги и даже сама природа, — стал, по свидетельству таких источников, прародителем этого учения.

Происхождение Орфея приписывают разным родителям божественного происхождения: он был сын фракийского царя Эагра и музы Каллиопы. Орфей-музыкант провозгласил в своем учении могущество искусства, и до сих пор эта тема ассоциируется с его именем.

В мифологи Орфей предстает перед нами в самых разных своих ипостасях: и как человек, близкий к Музам и Богам, и как учредитель религиозных обрядов и вакхических оргий и, далее, — как основатель целой системы взглядов религиозно-философского учения эзотерического характера.

Орфизм и орфическая школа

единый бог и орфизм

Было бы ошибкой думать, что занималась она исключительно учебно-просветительской деятельностью. Орфической школой было создано нечто большее, чем просто учение. И оно было уже больше философией, или, по крайней мере, включало в себя ее элементы. Речь идет здесь, по сути, о фундаментальной религии орфиков: орфизм, — так называл ее впоследствии известный французский художник Робер Делоне (считается, что этот термин изобрел именно он).

Учение орфиков стало прообразом религий более поздних эпох, в том числе, и христианства. И связано это было с тем, что, кроме прочих его особенностей, с его помощью мир в большинстве своем постепенно перешел от многобожия к понятию одного Единого Бога.

Хотя, как ни странно, орфизмом назывался и культ Бога Диониса, но в качестве религии он противостоял олимпийской религии и ее мистериям.

Орфики и их учение

орфей

Орфей посредством своих произведений заложил представление человека о том, что есть первоначало всего сущего.

Впервые он определил Время (Хронос) как первопричину всего. «Время было, когда Космоса не было» и сформулировал понятие о двойственности человеческой природы. Он провозгласил также равенство человеческих сословий, ибо не это было главным в его картине мироздания.

Одной, пожалуй, из главных идей учения орфиков было то, что, согласно их антропологии, человек — существо двойственное. Включающее в себя как начало низшее — телесное, так и высшее — духовное.

И если, например, в гомеровской предфилософии жизнь земная ценилась выше, чем загробная, то у орфиков она, наоборот, представлена неким постоянным и непрекращающимся страданием.

Наше тело — гробница и темница для нашей души

тело - гробница души

Цель жизни, с точки зрения орфического учения, — освободить душу от бренного тела. Задача эта, опять же, — не из простых, ведь душа человеческая вынуждена снова и снова переселяться: из тела в тело — и так до бесконечности… Причем, таким домом для переселения может служить не только тело человека, но и тело животного, насекомого или даже растения… И процесс этот имеет название метемпсихоз.

Интересное слово, не так ли?.. Представляю, какое мучением для души становится эта бесконечная перспектива… Впрочем, — не нам об этом судить.

О социальных корнях орфизма

На эту тему существует гипотеза, высказанная некогда английским ученым Д. Томсоном, который отметил наличие в философии и учении орфиков рабского сознания.

Такое заключение он сделал, по-видимому, исходя из того, что считал тело человека некой собственностью рабовладельца: ведь душа в принципе его не интересует. Вот и получалось, что освобождение своей души раб невольно связывал в своем сознании с освобождением ее, в том числе, и от тела. Потому что именно душу он идентифицировал со своим многострадальным «я».

Хотя, расценивать орфизм как самостоятельную философию, все же, не следует. Скорее, он был и остался ее элементом, положившим начало своеобразной демифологизации катины мира в целом.

Орфические обряды и мистерии

орфические мистерии

Они давали возможность людям прекратить-таки череду этих бесконечных перевоплощений. То есть, несли с собой избавление от этого проклятия. (В этой связи, не перестаю удивляться: как можно желать вечной жизни?.. Уже на заре человеческой цивилизации люди понимали, что ничего хорошего в этом быть не может…)

Душа, по Орфею, освободившись от такого перерожденческого колеса, получала возможность достичь, наконец, острова блаженных, где она могла поселиться в счастье и свободе, навсегда распрощавшись со всякого рода мучениями.

Орфики исповедовали вегетарианский образ жизни

белые одежды орфиков

носили белые одежды, символизировавшие цвет первоначала. Их мистерии, хотя и следовали за Элевсинскими культовыми всенародными служениям, почитающими богов, в корне от них отличались. Выглядели они как своеобразные театральные представления, только их зрителями и исполнителями были лишь посвященные.

Орфей в обстановке крайней степени аскетизма создавал традиции, основанные на принципах кристальной нравственности (как это сочетается с его Вакхическими оргиями — понять трудно, но тем не менее). Традиции орфизма нашли впоследствии отражение и в разновидностях индийских религий.

Предфилософия Эллады

Предфилософия Древней Греции включает в себя, собственно, три направления:

  • гомеровское;
  • гесиодовское;
  • орфическое.

Если попытаться охарактеризовать их коротко, то можно сказать, что

гомеровская мифология более аристократична, гесиодовская — демократична, а учение орфиков несет на себе элементы в некоторой степени рабского сознания.

Орфические гимны

Орфические гимны

Первые из них относятся к периоду YI века до н.э. Впрочем, большинство из этих приписываемых Орфею сочинений погибло еще в античную эпоху. До наших времен сохранились лишь гимны, имевшие хождение в Древней Греции.

Возможно, они действительно были созданы самим Орфеем, а может быть, — восстановлены по каким-то оставшимся от них свидетельствам. Так или иначе, но у нас есть теперь возможность ознакомиться с этими удивительными историями, посвященными античным Музам и Богам.

  • Орфический гимн Гекате гимн Богине колдовства, являющейся перед достойными смертными проявлением в трех ее ликах;
  • Гимн Музам посвящен тем, кто простирает свое расположение над людьми, склонными к гуманитарным занятиям;
  • Гимн Афродите — это строки, посвященные Богине Любви, пронизанные удивительной красотой слова, явно указывающие на то, что и сам Орфей испытал в своей жизни это чувство.
  • В прославляющем орфическом гимне Гермесу нашел отображение миф о Гермесе. Его Орфей называет другом человека, ведь именно Гермес помогал ему дойти до врат Аида…
    Все эти и некоторые другие гимны-заклинания написаны светло и выразительно и обладают яркой магической силой.

Орфизм в искусстве

экспрессионизм

Под влиянием орфизма сложились целые направления в самых разных видах искусства. Особенно яркими они оказались в музыке, скульптуре и живописи.

Так, в 1910 году во Франции возникло художественное направление, которое основали живописцы Р.Делоне, Ф.Купка, Ф.Пикабия и М.Дюшан. Оно было связано с такими направлениями в изобразительном искусстве как кубизм, футуризм и экспрессионизм.

Посредством кисти и красок мастера пытались отразить движение музыки и ее ритмов через основные цвета спектра. Через несколько лет, в 1913-1914 гг., это направление пришло и к нам, повлияв на творчество уже русских художников А.Экстер, Георгия Якулова, Александра Богомазова. Так, можно сказать, выглядела эта удивительная орфистская перекличка с Россией.

Когда заходит речь об Орфее и музыке —

в моей памяти неизменно возникает картина, когда я, юная ученица музыкального училища, учу наизусть, как того требовал урок по классической музыкальной литературе, арии из оперы Глюка Орфей и Эвридика…  Глюк

Я и сегодня могу напеть любую из этих арий — они навечно врезались в мою память и навсегда вошли в мою душу… Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк (1714 – 1787гг) был, наверное, перевоплощением самого Орфея — настолько восхитительна в этой опере его музыка…

Родственники орфизма или как отличить орфистские картины

импрессионизм

На обогащение искусства живописи идеями орфизма в большой степени повлияли и убеждения французского художника-импрессиониста Жоржа Сера: именно он довел до логического завершения идею разложения цвета на точки. И художники-орфисты использовали в своих картинах схему, по которой строили свои работы и художники-кубисты, которые первоначально разбирали на составляющие отдельные объекты картины, а потом собирали их обратно. При этом они делали это так, как это диктовало им их вдохновение, не руководствуясь каким бы то ни было навязанным кем-то общественным мнением.

Таким же образом поступали орфисты и с цветом: выбирали из него всю палитру отенков, а затем — собирали эту головоломку заново в порядке цветовой контрастности.

Абстракционизм

абстракционизм

За два года до этого, в 1910 г., возникло течение, которое полностью отказывалось передавать жизнеподобную форму чего бы то ни было. Именно абстракционизм, передавая любой объект живописи как некую абстракцию, через 10 лет дал толчок конструктивизму. Венцом же всех этих искусных хитросплетений явился неопластицизм нидерландского художника Питера Корнелиуса Мондриана (1872 – 1944гг).

Симультанизм

Основоположник направления орфизма в живописи, Робер Делон, выпустил в 1912 году манифест, в котором опубликовал основные идеи нового течения, основанного на орфизме, назвав его симультизмом. Оно вобрало в себя лучшее из идей орфизма и усовершенствовало их в живописном варианте.

Орфизм — начало важнейших видов искусств

Орфей — проводник в мир искусства

Из всех этих коротких примеров истории современного искусства очевидно, что прародителем перечисленных направлений, их идейным, можно сказать, началом и вдохновителем стал именно орфизм.

Таким образом, можно говорить о том, что и до сих пор из глубины веков волшебные струны лиры Орфея несут в мир свой тончайший и изысканный настрой. Ни словно отбрасывают лучи, что отражаются сквозь времена и эпохи во всех сферах и видах искусств, сохраняя, таким образом, высшее предназначение орфизма — привнести в такую непростую жизнь человека небесный свет чистоты и высокого искусства.

Автор и создатель сайта Extranorm Pro
Задать вопрос
Рекомендуем прочитать
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Extranorm Pro необычное и паранормальное
Комментарии: 2
  1. Леха

    Орфизм — довольно интересная теория и в ней есть доля правды. По крайней мере, меня все это заинтересовало и мне интересно узнавать об этом и дальше.

    1. Наталья Громова (автор)

      Ок, будем рассказывать об этом дальше :-) Спасибо за комментарий!

Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: