Элевсинские мистерии – праздненства древних греков

Элевсинские мистерии раскрывают перед нами торжество известного древнегреческого обряда. Его проводили в честь богинь плодородия Деметры и Персефоны. Изначально только они и присутствовали на этом праздненстве. Несколько позже в нем появился и новый персонаж – бог виноделия Дионис: во время мистерий ему присваивалось имя Иакх.  

Мистерии Элевсина: что лежало в их основе

праздник элевсинских мистерий

Свое название эти великолепные мероприятия получили от места его проведения – небольшого греческого городка Элевсин, расположенного неподалеку от Афин.

В чем же была суть мифов, заложенных в основу элевсинских мистерий? Все эти истории рассказывают  о  расставании Деметры с ее дочерью Персефоной. Древними греками упоминается и другое имя дочери Богини Плодородия: Кора. По легенде она была похищена Богом Подземного Царства или загробного мира – Аидом, известным также под именем Плутон. Он не просто похитил Кору, но и вынудил ее стать его женой.

По преданию, все произошло на лугу, где дочь древнегреческой богини плодородия собирала цветы вместе со своими спутницами. И вдруг как из-под земли внезапно появился Аид. Промчавшись по лугу на колеснице, он похитил Персефону.

Убитая горем мать, Деметра, не теряла надежды найти утраченную дочь. Приняв образ старухи, она продолжала поиски Коры. Долгое время бродя повсюду, она нашла себе пристанище в древнегреческом городке Элевсине.

В конце-концов, разуверившись в успехе предприятия, Деметра поселилась в доме местного царя, стала прислуживать ему и нянчить его ребенка. А вот свои обязанности Богиня плодородия и вовсе позабыла… Начали вянуть растения, урожаи стали плохими — так велика была боль ее утраты.

Увидев все это, спустился с Олимпа Бог Зевс

зевс

Он отправился  в царство мертвых и вынудил Аида вернуть Кору на землю, с тем условием, что она будет проводить со своим мужем не меньше трех месяцев в году. Именно зиме с тех пор приписывают греки те самые три месяца, когда замирают растения, а Деметра впадает в скорбь.

Великие и малые элевсинские мистерии

Мистерии и таинства в древней Греции были делились на три категории. Что же касается самих связанных с ними праздников, то их было два: великий и малый. Оба торжества проводились в течение нескольких дней и ночей, сопровождаемые действами и обрядами.

О храме, где проводились торжества, также существует интересная легенда. Согласно мифам и преданиям, он был построен именно в том месте, где на «камне печали» сидела богиня Деметра. Печалилась она, как мы помним, из-за того, что никак не могла найти свою дочь. Утешить богиню удалось, в конце концов, лишь Имбе, также состоявшей на службе у царя Келея.

Веселыми рассказами и шутками Имба склонила Деметру к тому, чтобы она приняла пищу и утолила жажду. В память об этих мифических событиях и был возведен Элевсинский храм.
Древний Элевсин

Праздник посвященных в элевсинские таинства

В таинство мистерий были посвящены лишь избранные из числа служителей культа. Посвящение происходило в вышеназванном элевсинском храме, в особом его помещении, доступ к которому имели далеко не все. Между храмом и Афинами была проложена «Священная дорога». По краям этого пути располагались памятники и произведения искусства в виде скульптур, свойственных в те незапамятные времена подобным местам.

Величественность этого сооружения можно оценить и сейчас, несмотря на то, что время сыграло с ним свою злую шутку — и от былого величия грандиозного сооружения сегодня остались лишь развалины. Но это вовсе не мешает истинным ценителям древних культур получить здесь положительный заряд эмоций и ощутить на себе величие и дух событий минувших эпох:

Элевсины сегодня

Видимая сторона таинств мистерий

Их проведение можно распределить по сезонам:

  • Великие мистерии – сентябрь, месяц боэдромион;
  • Малые элевсинские мистерии – весна, так называемый месяц Анфестерии, время праздника виноградной лозы;

Во время весеннего элевсинского празднования

проводились различные обряды очищения, сопровождаемые разыгрываемыми постановками аллегорического содержания. В этот период, как было принято считать, Персефона (дочь Деметры) и возвратилась, наконец, к матери.

Бог Дионис

Сентябрьские действа длились в течение девяти дней

Морская вода служила источником очищения и использовалась в первый день празднования. Известно также и о жертвоприношениях, обрядах искупления, которые имели место в «день собрания» (он же день первый). Завершение обрядов закладывало начало празднику Иакха.

Это торжественное мероприятие выглядело занимательно и сопровождалось развлечениями и танцами, смехом и подношениями Богу Дионису. Шествие, сопровождавшее этот ритуал, направлялось  к священному заливу. Люди несли образа из храма Иакха, освещая себе путь факелами, так как действия происходили уже в ночное время.

Радостная и торжественная часть процессии сменялась скорбной

Это символизировало общее сопереживание утрате Деметры, осознание всех тягот, которые перенесла богиня, разыскивая Кору-Персефону. Совершаемые обряды уже не были столь веселыми, а даже наоборот: они были теперь уже скорбными и грустными. Раздавалось заунывное пение хора… Всюду были слышны невеселые слова и причитания… Но вскоре… —  всеобщее торжество вновь сменяло унылость и скорбь.

Это был тот момент истории, когда, согласно преданию, Деметра нашла свою дочь и воссоединилась с нею. Великие мистерии завершались также обрядами жертвоприношений в память покинувших бренный мир и всеобщего примирения.

Посвящение в элевсинские таинства

элевсинские таинства, посвящение

Все эти праздники сопровождались также посвящением в таинства элевсинских мистерий. Посвященные, таким образом, вставали на путь осознания истинны, своего рода смысла существования человека — и тут, во всей своей неизмеримости раскрывалась тема души после перехода человека в загробный мир.

Степени познания и посвящения древних греков в таинственные элевсинские знания и опыты можно условно разделить на два этапа:

  1. Первая степень посвящения в истину происходило во время весеннего празднования малых мистерий. Это было своего рода подготовкой к следующему этапу, когда происходило очищение души человека.
  2. Вторая степень – посвящение в великие мистерии во время проведение сентябрьского торжества. Здесь человек получал объяснение таинств, описываемых в мифах, и приходил к осознанию истинных аллегорических смыслов.

Суть элевсинской истины

суть элевсинских мистерий

Эливсинизм олицетворял собою идею перехода человека к жизни после смерти. Символические обряды и мифы, рассказывающие о Деметре и Персефоне, помогали распространить мысль о бессмертии человеческой души и продолжении его жизненного пути в другом, загробном мире.

Изначально право стать просвещенными было лишь у граждан Аттики. С развитием и распространением культа, любой грек, который:

  1. не был уличен в нарушении законов природы (например, в убийстве);
  2. нарушении человеческих норм морали;
  3. не был рабом.

Такой человек получал возможность стать одним из таких просвещенных людей.

Элевсинские мистерии и загробное блаженство

загробное блаженство

Подготовленная душа, очищенная и прошедшая первую степень просвещения во время малого празднования, допускалась к великому. Именно в этот период девяти дней происходили различные торжественные обряды богослужения и постижение истины. Верхом блаженства среди просвещенных считался переход в загробный мир, где боги сулили им высшее благо.

Раскрытие темы перехода происходило в виде молитв, разыгрывания мифических сцен, составления преданий, в религиозных постах и так далее. Множество действий иллюстрировало легенду о Деметре и Персефоне, страданиях матери-богини, в процессе которых затрагивалась тема потусторонней жизни.

Принято было считать, что непросвещенных людей ждали в загробной жизни лишь пытки и мучения. Тех же, кто познал истину, — ожидало вечное земное блаженство.

Участие жителей Северного Причерноморья в таинствах

Несмотря на то, что, согласно легенде, при зарождении культа земледелия познать это таинство могли лишь потомки первых просвещенных, со временем эта тенденция изменилась. В более поздние времена последователи элевсинских таинств стали появляться по всей Греции.

Исключением не стали и те греки, кто проживал в Причерноморье (Ольвии и Нимфее). Свидетельством тому служат исторические данные, повествующие о пересылке первого урожая в Афины: мистерии постепенно приобретали популярность повсюду.  Этому способствовали и предсказания Дельфийского Оракула о воле богов. А его предсказаниям внимали все греки, в том числе, и проживающие в Причерноморье.

Празднества Кибелы и других богов восточного происхождения

жертвоприношение

Из традиций Востока греки позаимствовали еще одного мифического персонажа – Богиню Кибелу, которая была матерью большинства Олимпийских богов. Восточные празднования в ее честь были жестокими и, порою, кровопролитными. Известны даже случаи самооскопления, нанесения людьми друг другу порезов и ран: таковы были результаты состояния  религиозного экстаза.

Так, возлюбленный Кибелы Аттис, обращаясь к ней, писал:

Пусть я пребуду в отдалении от твоих чудовищных тайн, и пусть твой ужас и безумие опьяняют других.

В свою очередь, ожесточенные ритуалы Востока были греками, все же, несколько смягчены. Впрочем, многих они все еще продолжали пугать. И если проводить тут параллель с элевсинскими мистериями, то Аттиса можно считать подобным Коре, а Кибелу – Диметре.

Мистика античной магии

галлюцинации

Теория об особых состояниях сознания и энтеогенах (в переводе с древнегреческого — люди, вдохновленные божеством и находящиеся в экстазе) базируется на том, что во время восхвалений божественных существ и просвещения, всем участникам мистерий и таинств давали некий напиток, который воздействовал на их психологическое состояние.

В этом напитке содержались психотропные вещества (как принято считать в одной из теорий ученых, исследовавших эту тему). Глубочайшее мистическое состояние посвященных объясняется, в этом случае,  не столько даже некой  сверхъестественной стороной, сколько воздействием на участников действа некоторых видов галлюциногенных споровых грибов.

Вступая во взаимодействие с мозгом человека, эти грибы обостряли чувствительность к происходящим событиям, что порождало чувство неизведанного, таинственного. Точный состав принимаемого во время обрядов напитка и яств до сих пор, даже спустя многие века, остается тайной, вокруг которой по-прежнему строят свои теории и догадки различные ученые, изучающие эпоху эллинизма.

Автор и создатель сайта Extranorm Pro
Задать вопрос
Рекомендуем прочитать
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Extranorm Pro необычное и паранормальное
Оставить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: