Леви Стросс, исследователь и философ, признан отцом американской антропологии неслучайно. Написанная им книга «Структурная антропология» широко известна не только в научном мире, но вызвала, в свое время, широкий резонанс, разбудив интерес социологов, лингвистов, психологов и литературоведов повсеместно.
Фрагменты биографии К.Л.Стросса
Будущий антрополог Леви Стросс (Claude Levi-Strauss, — фр.) родился 28.11.1908 года в Брюсселе. Отец его был художник, работавший тогда в Бельгии по контракту. Но скоро семья вернулась во Францию. В Париже Леви Стросс и провел впоследствии основную часть своей жизни.
Дедушка Стросса служил в должности главного раввина Версаля. Соответственно, в семье исповедовались и почитались еврейские религиозные традиции. Тем не менее, Леви воспитывался бабушкой в духе свободомыслия. Как следствие, он с выдающимися результатами закончил школу и поступил в Сорбонну, где посещал лекции по философии и праву.
Эти дисциплины и стали первой специальностью будущего философа, которого коллеги с полным основанием позже назвали мыслителем века.
Не миновала юношу и увлеченность политикой
Будучи первым членом французской секции рабочего интернационала, Стросс в возрасте 24-х лет начал писать диссертацию на тему философских предпосылок исторического материализма как концепции. Но этому его увлечению не довелось в полной мере развиться и состояться из-за того, что юноша вскоре попал в автомобильную аварию.
Говоря же об антропологии — нужно отметить, что эта тема заинтересовала молодого ученого уже в Сорбонне, хотя поначалу, после окончания университета, его направили преподавателем философии в провинциальный лицей, что не вызвало у юноши, прямо скажем, никакого вдохновения.
Поездка в Бразилию
Через некоторое время Стросс с радостью присоединился к своим французским университетским коллегам, получив возможность поехать с ними в Бразилию, где Леви стал преподавателем социологии университета в Сан-Паулу.
Именно это место и послужило, можно сказать, некой отправной точкой последующих этнографических изысканий будущего ученого. Так, летом 1935-го года Леви Стросс решил поближе познакомиться с племенами индейцев Бразилии бороро и кадиувео, а несколько позже предпринял очередную вылазку-экспедицию в почти первобытный мир, к племенам намбиквара.
И одним из результатов этого стало убеждение Стросса в том, что представители натуральных этносов вовсе не являются носителями так называемого дологического» мышления, — как считали некоторые исследователи, такие, например, как французский этнолог, антрополог и философ Л.Брюль.
Основные идеи Леви Стросса
Они больше перекликались, скорее, со взглядами Руссо, преклонявшимся перед дикарем и его естественным состоянием бытия.
Глубинное важнее поверхностного, коим является любой социум на фоне подлинной «натуральных людей», — полагал Стросс.
Возвращаясь к вехам его биографии, стоит отметить, что после вторжения в начале сороковых годов немцев во Францию, ученый воспользовался возможностями гуманитарной программы, созданной фондом Рокфеллера. Ее цель состояла в том, чтобы спасти от фашизма еврейских представителей европейской науки и культуры, и французский исследователь переехал в США.
Время, проведенное в Нью-Йорке, оказалось для ученого периодом, когда он ощутил поистине колоссальный интеллектуальный подъем. А публичная библиотека Нью-Йорка явилась для него настоящим местом учебы, размышлений и открытий: здесь была написана его основная научная диссертация.
В эти годы пытливый этнограф и философ познакомился с ведущими представителями гуманитарно-научного мира. Среди них были Роман Якобсон, Андре Бретон, Франц Боас и многие другие.
С 1945 по 1947 год, наряду с научными изысканиями, Леви Стросс занимался также и работой дипломата в миссии по культуре во французском посольстве Америки, после чего он снова решил вернуться в Париж. Здесь, опять же, в Сорбонне, он защитил уже две этнографических диссертации.
Элементарные структуры родства
Это была первая научная работа Стросса в этом направлении. Публикация ее состоялась в 1949 году и тут же принесла своему автору известность и признание профессионалов. Даже те из них, кто стояли на совершенно иных научных позициях, соглашались с тем, что
этому ученому в XX веке в области антропологии не было равных. Сила его интеллекта была способна охватить буквально все науки и дисциплины, имевшие отношение как к самому феномену человека как такового, так и к творению его рук.
Среди его научных изысканий были и такие как теория происхождения государства, где Стросс связывает возникновение государства с теорией инцеста. Суть этой его теории была в том, что, по мнению ученого, для того, чтобы запретить в полу-первобытном обществе инцест как явление, представителям этого общества нужно было применить в нем жестокие и суровые меры пресечения. Именно в этой связи в первобытной родовой общине необходимо было создать специальные структуры, которые бы не допускали кровосмешения внутри одного рода.
Впрочем, надо отметить, что далеко не все специалисты в этой области являются сторонниками такого рода философских выводов и считают эту причину возникновения государства основной и единственной.
Леви Стросс Структурная антропология
Эта книга под общим названием «Структурная антропология» (1958г)., включившая в себя многочисленные статьи и работы исследователя, стала любимой и популярной как среди людей науки, так и в мире поклонников и знатоков литературы и искусства. Основные идеи Леви Стросса были отражены также и в его работе «Раса и история». Продолжение этой темы воплотилось в третьей книге исследователя под названием «Взгляд издалека», которая была посвящена Р. Якобсону.
Эти, по сути, три антропологических сборника и представили миру собственно новую академическую дисциплину, созданную Леви Строссом.
Ее ключевая идея — выявление структурных взаимосвязей и взаимозависимостей, которые определяют, в конечном итоге, разнообразные явления, относящиеся к культуре и социуму традиционных человеческих сообществ.
Культурная антропология
Наряду с термином структуралистская или структурная, в работах Стросса и в их описаниях можно встретить и термин культурология или культурная антропология. В чем его суть и смысл?
Этот смысл практически состоит, можно сказать, в расширении понятия структуры как таковой и представляет собой уже некую трансформацию в область культуры — привычек, традиций, взаимоотношений: всего того, чем отличаются друг от друга разные народы и этносы.
И одной из главных черт, которая характеризует, по Строссу, это направление, можно считать то, что он отрицал эволюцию и был убежден, что каждое общество развивается поступательно, проходя в своем развитии разнообразные фазы и ступени.
И, наконец, стоит сказать здесь и о том, что огромное внимание в этой теме Леви Стросс уделял исследованиям взаимоотношений между личностью и социальной средой, полагая, что именно в ней формируется человеческая индивидуальность, которая и несет, в конечном итоге, в себе соответствующий отпечаток этой самой социальной среды.
Думаю, — даже в наше время трудно переоценить значение таких выводов.
Неприрученная мысль
Эту же тему продолжают и более поздние книги автора: «Тотемизм сегодня» и «Неприрученная мысль», переведенные на русский язык лишь в 1994 году. Последняя из них есть некий обобщенный принцип мыслей дикаря, вступившего в дискуссию с Полем де Сартром и его взглядом на историю. Что же касается раскрываемой в них темы тотемизма, то
Тотемные животные созданы не для того, чтобы их поедать, — считал Стросс, — а для того, чтобы с их помощью человек мог научиться мыслить.
Клод Леви Стросс, Первобытное мышление.
Мифологики
Более развернуто эта работа называется: «Леви Стросс Мифологики: от меда к пеплу». Ее сравнивают с научной симфонией в четырех частях, состоящей из подробных уникальных записей, с легендами и преданиями племен северо- и южно-американских индейцев.
Строение и структура мифов, входящих в эти уникальные четыре тома (“Сырое и приготовленное”, “От меда к пеплу”, “Происхождение застольных обычаев” и “Человек голый”) раскрывает перед нами систему мышления, которая, по сути, роднит привычно называемого нами человека цивилизованного с его антиподом: дремучим дикарем:
И природа у них, как оказывается, совершенно одна и та же.
Стросс писал эту симфонию в прозе долго и тщательно, объединив в ней более восьмисот аутентичных мифов, работая с утра до вечера, как говорится, — без выходных и проходных, впадая то в восторг, то в отчаяние и даже — в глубокое чувство отвращения… — так, собственно, и создается все великое.
Кроме академических трудов на тему научной этнографии с элементами лингвистики и математики, Строссом были написаны и популярные книги. Среди них —
Печальные тропики
Книга, созданная на основе путевых заметок и дневников. Эдакая философская драма, рассказывающая о столкновнении человека с совершенно другим миром и о том, как он при этом себя чувствует…
Знакомясь с наследием этого уникального исследователя, прошедшего столь необычный путь и прожившего столь долгую жизнь — реальных сто лет — встречаешься с огромным количеством названий его удивительных трудов, охвативших практически все стороны человеческой цивилизации.
Раса и история, Путь масок, Время вновь обретенное, колдовство и системы трансформаций, сексуальная магия и чистая внутренняя энергия… — все эти названия и определения выразительно говорят нам об одном:
Когда человек рождается, он приходит уже на все готовое. Ему остается только все это усвоить и правильно использовать.
Именно сегодня, как мне кажется, идеи Леви Стросса становятся для человечества все более и более актуальными. Возможно, это происходит еще и потому, что мы, похоже, пережили уже время острых экзальтированных полемик. Культурный маятник уже прошел, можно сказать, свою критическую точку, когда умами людей владела теория хаоса и перманентно постмодернистского состояния.
Сегодня стрелки истории опять направляют наше внимание туда, где человек словно заново открывает для себя фундаментальные понятия человеческих смыслов бытия. И в этом ему помогают труды Леви Стросса.
Ученый — не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы, — не уставал повторять он.
Третья волна гуманизма неизбежно должна привести нас к новому взгляду: как на права человека в целом, так и на его подлинное место во вселенной.
XXI век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вообще.
…Впрочем, — двадцать первый век уже наступил.